Несмотря на то, что диагноз ВИЧ больше не является смертным приговором, а также — что основным способом инфицирования ВИЧ в Латвии является гетеросексуальная половая связь, эта болезнь многих по-прежнему очень пугает. Чужие предрассудки и стереотипы до сих пор заставляют ВИЧ-позитивных людей сталкиваться с дискриминацией, пишет DELFI Viņa. Это пережила и Лелде (имя изменено), которая несколько месяцев назад родила сына.

Сегодня в Латвии всем пациентам с ВИЧ доступны оплачиваемые государством медикаменты, которые не только позволяют полноценно жить, но и устраняют риск того, что ВИЧ-положительный человек может инфицировать других. При получении терапии снижается вирусная нагрузка на организм, а значит и риск дальнейшего распространения болезни. И хотя ситуация в медицине за последние годы изменилась, многочисленные мифы по-прежнему существенно влияют на возможности и выбор ВИЧ-позитивных людей.

По словам Лелде, после рождения малыша ей стало еще важнее сохранять анонимность, чтобы ее болезнь не повлияла на жизнь сына. С предрассудками ей приходилось сталкиваться как в период беременности, так и в послеродовой период. Кроме того, оказалось, что во власти стереотипов находится и часть медиков.

В 2010 году Лелде узнала, что она ВИЧ-положительная. Партнер, с которым она была вместе несколько лет, скрывал, что он ВИЧ-положительный. Терапию она проходит уже пять лет. В то время, когда у женщины обнаружили ВИЧ, лекарство предоставляли только в тех случаях, когда болезнь уже развивалась. Теперь оно доступно сразу после постановки диагноза. Уже через месяц после начала терапии у Лелде была неопределимая вирусная нагрузка, и это означает, что болезнь затормозилась, риска заразить других людей нет, и она может родить совершенно здорового ребенка.

Заразиться ВИЧ не так-то и просто

Главный специалист по инфектологии Рижской Восточной клинической университетской больницы Людмила Виксна напоминает, что ВИЧ-положительные люди не создают рисков для общества, так как эта инфекция не передается путем простых бытовых контактов. "Риск может быть для индивидуумов, вступающих в незащищенные половые контакты с этим человеком, или получающих препараты крови, что в Латвии без проверки невозможно", — напомнила специалист о возможных путях инфицирования.

По словам Виксны, ВИЧ-инфицированная женщина может родить ВИЧ-инфицированного ребенка. Чтобы этого избежать, беременные получают медикаменты до родов, а ребенок получает их после родов. То, как решается этот вопрос, зависит от врача. Если мать еще до беременности принимала медикаменты, у нее неопределимая вирусная нагрузка, и если женщина выполняет указания врача, то ребенок с очень большой вероятностью будет здоровым. "В процентах так трудно сказать, но в случаях, когда вирусная нагрузка неопределимая, риск крайне минимальный", — говорит Виксна.

Не была готова к отказам

"Все произошло в правильное время с правильным человеком, — говорит Лелде о ребенке. — Думали: будет — так будет, нет — так нет. Мы не ожидали, что получится так быстро".

Но женщина не была готова к проблемам, возникшим во время беременности. Сначала ей пришлось сменить терапию, потому что не все медикаменты подходят для беременных. Это нужно было сделать срочно. Для этого надо было получить справку от гинеколога, необходимую перед консилиумом врачей.

Когда Лелде сменили терапию, она должна была встать на учет к гинекологу. Ее врач ушла в отпуск, поэтому женщина записалась на прием в хорошую частную клинику. Однако гинеколог, к которой она пришла, сказала, что у нее сейчас очень много пациентов, поэтому она вынуждена отказать. В присутствии Лелде она обсуждала с медсестрой, согласится ли кто-нибудь в клинике наблюдать ВИЧ-положительную пациентку, и в итоге порекомендовала ей обратиться в роддом.

По словам Лелде, такой ответ и само обсуждение ее статуса шокировали. В предыдущие годы с отказами врачей она почти не сталкивалась.

У ВИЧ-позитивной мамы родился здоровый ребенок

В роддом Лелде пошла вместе с мужем, взяв с собой результаты всех анализов. Узнав об ее статусе, акушерка сказала, что сомневается, имеет ли она право наблюдать проблемную беременность, и хотела проконсультироваться с начальством. Лелде ей объяснила, что ее беременность не проблемная, потому что вирусная нагрузка неопределимая. Проблемной она была бы, если бы вирус обнаружили только во время беременности.

Лелде дала понять, что знает свои права, и тогда акушерка изменила к ней отношение. "Возможно, более робкая женщина получила бы отказ, — говорит она. — Но как акушерка она оказалась очень хорошей". Во время следующего визита Лелде поинтересовалась, как прошла консультация с руководством, но акушерка ей не ответила.

Очень позитивный опыт Лелде получила и от общения с дулой Агнесе Ламбергой, которую ей посоветовала ее коллега. Статус ВИЧ-позитивной специалиста не смутил, она была готова пополнить свои знания таким опытом.

Когда Лелде отправилась в роддом уже рожать, у нее было чувство, что ее диагноз шел впереди нее и что врачи вроде бы и знают об этой болезни, но не до конца. Например, хотя в ее документах указано, что благодаря терапии у нее неопределимая вирусная нагрузка, один специалист поинтересовался, принимает ли она вообще медикаменты.

Акушерка, принимавшая роды, Лелде очень понравилась. Она не только профессионально выполнила свою работу, но и после родов поговорила с Лелде о том, как она инфицировалась и когда узнала о своем статусе, а также рассказала, что ВИЧ-позитивным мамам доступен оплачиваемый государством заменитель материнского молока. Она же договорилась об отдельной палате для Лелде на четвертом этаже.

Однако в свой последний день в больнице Лелде пережила очень неприятный опыт. Медсестра, которая отводила ее на последний визит к акушерке, пока Лелде с другими женщинами сидела в коридоре и ждала своей очереди, кому-то позвонила и стала громко рассказывать, что у них в такой-то палате есть пациентка с таким-то диагнозом (назвала код).

После визита к акушерке и разговора с мужем Лелде решила сказать медсестре, что та вела себя некорректно. Работница роддома извинилась и добавила, что просто была удивлена, потому что пациентки с таким диагнозом обычно находятся на другом этаже. Лелде такая сортировка пациентов удивила.

Что касается здоровья ребенка, его из-за ВИЧ-позитивной матери сразу поставили на учет, с которого снимут после трех анализов, проводимых в первые полтора года жизни, если все они будут негативными. "Нам провели два анализа — в роддоме и в Центре инфектологии, и оба негативные, а значит — вируса в организме не обнаружили", — говорит Лелде.

Пациенток сортируют из соображений безопасности и этики

Председатель правления Rīgas Dzemdību nams Санта Маркова пояснила, что обычно в случае соматических заболеваний и ВИЧ беременность ведет не акушерка, а врач. Что касается случая Лелде, когда вирусная нагрузка очень низкая, акушерка после консультации с руководителем может взять такую пациентку. "Это не связано ни с какими предрассудками", — уверена Маркова.

Она также разъяснила, что в роддоме рожениц с ВИЧ помещают на отдельный этаж (в первом полугодии — на третий, а во втором полугодии — на четвертый), потому что там легко доступны медикаменты, которые могут понадобиться маме и ребенку. Но если на этом этаже нет свободных палат, а пациентка хочет палату повышенного сервиса, то ее помещают на тот этаж, где свободна такая палата.

По словам Марковой, также бывают случаи, когда у ВИЧ-положительной мамы имеются и другие болезни, требующие изоляции. Для этого на этаже есть отдельная палата. "Но к данной пациентке (которая следует указаниям врача и постоянно принимает медикаменты. — Прим. авт.) это ни в коем случае не относится", — отметила Маркова.

В свою очередь телефонный разговор медсестры, по словам Марковой, может объясняться тем, что порядок роддома предусматривает помещение ВИЧ-пациентов на отдельном этаже, но конкретная пациентка была на другом. "В прошлом году у нас было 38 таких мам", — добавила она.

Специалист также указала, что если мама соблюдает рекомендации врача и проходит терапию, то риск инфицирования у ребенка очень низкий.

В то же время Маркова признала, что пациентки с ВИЧ могут подвергаться осуждению со стороны других пациенток, но только если сами им расскажут о своем статусе. "Мы не хотим, чтобы наши пациентки с таким диагнозом попадали в психически травмирующую ситуацию", — сказала она, добавив, что это относится и к другим случаям, а не только к ВИЧ.

Для информации. Врач не имеет права отказать человеку в предоставлении необходимых медицинских услуг из-за ВИЧ-положительного статуса. В подобных случаях следует просить врача предоставить отказ в письменной форме с указанием причины. Получить совет и эмоциональную поддержку можно в группе поддержки пациентов с ВИЧ и СПИД. Телефон: 24801359.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!