Foto: LETA
Я уверен, что у этой статьи будет меньше читателей, чем у большинства других, которые в разное время написал. Этот прогноз никак не связан с качеством текста. Просто я живу не в вакууме, а потому знаю – сейчас не до того.

Идет чемпионат мира по футболу, и любому нормальному человеку необходимо ежедневно с семи вечера до часу ночи смотреть матчи. А поскольку никто не отменял необходимости спать и работать, на политические статьи времени остается меньше. Математическая статистика — ничего личного.

Не знаю, сколько народу в мире ежевечерне прилипают к телевизорам — наверняка это десятизначное число. Но увы, одного бойца эта огромная армия уже потеряла: промелькнуло сообщение, что некоего молодого китайца обнаружили мертвым у включенного телевизора. Медики говорят, что организм не выдержал длительного недосыпа.

Футбол — игра. Нечто несерьезное, делу время — потехе час. А вот нашелся человек, которому это увлечение стоило жизни. Причем китаец, ему, казалось бы, не за кого и болеть особо и не из-за чего расстраиваться.

И это не первая и не последняя жертва футбольной лихорадки. О смерти болельщиков от инфарктов мы узнаем во время каждого большого турнира. А иногда они попросту убивают друг друга — драки между толпами футбольных фанатов отнюдь не редкость. Казалось бы, что за основании для мордобоя — ты болеешь за одну команду, а тот тип за другую. Ну и что? А дубасят друг друга на полном серьезе.

И вот это уже интересно. Есть игра, интересная и популярная. Миллиарды людей ею интересуются, при этом понимая, что это игра. Что есть серьезные вещи — работа, семья, общение, дача, планы на отпуск. А есть игра — ну месяц не посплю, потом наверстаю.

Для миллионов других людей игра становится работой — и это нормально. Любое увлечение стоит денег, и неминуемо появляются люди, которые хотят эти деньги заработать. Спортсмены, тренеры, журналисты, строители стадионов — это вполне нормальные профессии и нормальный вид заработка. Все они — своеобразная сфера обслуживания болельщиков.

Но есть и странные люди, для которых игра становится жизнью, которые готовы за нее жизнь отдать. Мотаются по миру вслед за командой, вступают в группировки. Избивают себе подобных. С нашей точки зрения нормальных людей это странно и глупо.

Но нам надо смириться, что такие люди есть. Научиться их различать и держать с ними ухо востро. И на всякий случай не ходить в фирменном шарфе ЦСКА там, где тусуются болельщики "Спартака".

Пока речь идет о футболе, все понятно и относительно просто, перепутавших жизнь и игру легко идентифицировать и ограничить свое общение с ними. Беда в другом: перепутавшие эти сферы встречаются повсюду. И уберечься от такой ошибки не всегда удается.

Вот, к примеру, замечательная страна Украина. Как любой прочей, ей нужна армия. И такую армию создали, благо повсюду было много казарм, пушек, машин с военными номерами и мужиков, окончивших военные училища. И два десятилетия сотни тысяч человек вполне нормально жили, починяя эти машины и пушки, зевая на политзанятиях, гоняя молодых, получая смешную зарплату и продавая налево солярку.

И вдруг им всем говорят, что игрушки кончились, надо прицеплять к машинам пушки и ехать стрелять в живых людей. А живые пока еще люди будут стрелять в них. И все это мотивируется теми самыми глупостями, которые они слышали на политзанятиях.

То есть целое поколение военных отслужило от звонка до звонка с пониманием того, что все это игра. А вдруг оказалось, что жизнь. И эта жизнь может внезапно кончиться, потому что кто-то всерьез решил, что Украина — государство, а ее армия — это армия. И не только жизнь-игра в рядах потешной бессмысленной армии, но и жизнь вообще.

Не следует думать, что такие ошибки с массами людей случаются только во всяких непутевых в самом своем замысле странах вроде Украины. Посмотрите на нашу собственную историю и вспомните наши собственные ошибки.

К примеру, почти четверть века я не могу понять соотечественников, которые оптимистично ждут светлое время межнациональной дружбы в Латвии. "Весь этот национализм — наносной, это реакция советскую власть, незнание латышского, агрессивную политику России и т.д. и т.п. Вот добьемся независимости, сменим начальников-стагнатов, вступим в НАТО и ЕС, выучим все латышский, натурализуемся, отречемся от российской агрессии… — и все, нам поверят и нас полюбят". То есть люди на полном серьезе уверены, что национализм — это игра, а жизнь — это экономика, сытость и прочее процветание.

И против такого подхода нечего возразить, но увы, для других людей национальное государство — смысл жизни. И их программа по его построению не кончится выполнением тех условий, с которыми мы готовы согласиться. Они будут неуклонно двигаться все дальше, придумывая преамбулы к конституции, законы об отрицании оккупации, переводя образование на госязык и всеми иными способами создавая себе иллюзию, что они живут в этом самом национальном государстве без чужаков.

И мы будем еще долго пытаться смириться с их однообразными чудачествами, тщетно надеясь на долгожданное примирение и процветание. А вся проблема в том, что у нас разное представление о том, что есть жизнь, а что — игра. То, что для нас игра — для них жизнь, и наоборот. И их, и нас много, ни нас, ни их не перевоспитаешь. Просто это различие во взглядах надо принять.

Может быть, нас немного успокоит, что и им приходится обламываться в их простой системе жизненных ценностей. Они ведь еще с младых ногтей уверовали, что мир четко делится на Добро и Зло. Добро — это Запад, а Зло — Россия. И Добро должно стараться сделать Злу как можно больше зла, иначе оно перестанет быть Добром. Весь путь к независимости, слиянию с европейскими и атлантическими структурами — дорога к Добру из лап Зла. И для счастья достаточно хвалить Добро и проклинать Зло.

И вдруг выясняется, что для самой сердцевины этого Добра пикировка со Злом в значительной степени есть игра. И как только речь заходит о действительно важных делах, Добро прекрасно находит общий язык со Злом. Торгуют, строят газопроводы, участвуют в соревнованиях. Потому что для них холодная война — пережившая на полвека свой смысл игра. А для наших доверчивых деятелей — сама жизнь.

Короче: давайте учиться отличать жизнь от игры для себя и других — картина мира сразу станет более ясной.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!