Foto: Shutterstock

Пандемия Covid-19 и российско-украинская война сильно ударили по экономике Эстонии – за пять лет в образцово сбалансированном бюджете страны образовалась дыра почти в 3% от ВВП. Латать ее пытаются с помощью повышения налогов, не щадя ни пенсионеров, ни детей. 

В отличие от Латвии, Эстония традиционно придерживалась фискальной дисциплины. Даже в «тучные» годы в начале 2000-х, когда в Латвии правящие не боялись жить в долг, эстонцы зорко следили, чтобы расходы почти не превышали доходы. Для этого приходилось проводить непопулярные реформы, например, регионально-административную, сокращать госаппарат, а в 90-е – даже урезать пенсии. Но экономия окупалась. Эстония смогла с минимальными потерями пережить последствия мирового банковско-экономического кризиса в 2008-м (2007-й год страна закончила с профицитом), и уже в 2011 году первой в Балтии вступила в еврозону. 

Смена фискального курса произошла в 2019 году, с приходом к власти правительства Юри Ратаса (в него входили Центристская партия и Партия реформ): каждый из его бюджетов имел ощутимый дефицит. Ситуация особенно ухудшилась во время пандемии коронавируса – тогда потребовалось даже принять дополнительный бюджет, в котором доходы из-за снижения экономической активности были урезаны на 1,6 млрд евро, а расходы увеличены на 118 млн евро.

В январе 2021 года к власти пришло правительство «реформистки» Каи Каллас, но и оно уже не пыталось сдерживать аппетиты.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!