Foto: Shutterstock
17 марта истекает срок приема депутатских предложений к новой редакции Уголовного закона, цель которых — повысить уровень безопасности Латвии в условиях гибридных войн. Авторы инициативы — латвийские спецслужбы — и солидарные с ними представители правящей коалиции убеждены: новые формулировки закона помогут защитить интересы государства от иностранного вторжения. Критики документа видят в нем исключительно угрозу для свободы слова и силовой инструмент для подавления любых неугодных властям элементов.

Что на самом деле написано в скандальных поправках, на кого они будут распространяться и как их принятие повлияет на жизнь обычных латвийских граждан? Разобраться в этих непростых вопросах порталу Delfi помог юрист фракции "зеленых" Европарламента Алексей Димитров.

За какие деяния против государства могут посадить по действующей редакции закона?

Сейчас Уголовный закон предусматривает разные условия и разные наказания для различных действий против государства. Например, запрещено организовывать деятельность против независимости и территориального единства и призывать к этому, а вот участвовать формально в таких мероприятиях не запрещено. Призывать к свержению государственной власти или изменению государственного устройства нельзя, если это связано с насильственными методами, а объединение в организацию для свержения власти преследуется и в том случае, если методы ненасильственные. Призывать к ликвидации независимости нельзя вообще, а к подрыву территориальной целостности — только если призыв связан с игнорированием Конституции. Санкции в разных статьях тоже разные.

В чем суть предлагаемых поправок?

Основных нововведений три. Во-первых, уточняется определение шпионажа и вводится наказание за незаконное получение государственной тайны.

Во-вторых, действия и призывы против независимости, суверенитета, территориального единства, а также направленные на свержение государственной власти или изменение государственного строя, будут наказываться одинаково (призывы — до пяти лет лишения свободы, действия — до восьми лет, связанные с насилием действия — до 15). В новой редакции уголовный характер призыва или действия не зависит от того, была ли связь с насилием — от этого будет зависеть только наказание. Также не будет разницы, были ли призывы или действия антиконституционными — авторы законопроекта считают, что конституционным путем отказаться от независимости, суверенитета, территориального единства, свергнуть государственную власть или изменить государственный строй невозможно.

В-третьих, появляется новая статья. За помощь иностранному государству или организации во вредной для интересов безопасности Латвии деятельности будет грозить до пяти лет лишения свободы.

Кто может попасть под новые наказания?

Как и любая норма Уголовного закона, поправки будут распространяться на любого человека, находящегося на территории Латвии, а также на всех латвийских граждан, неграждан и иностранцев, имеющих постоянный вид на жительство, даже если они нарушат закон, находясь за границей. В теории наказать можно и прочих иностранцев, но на практике могут возникнуть проблемы с выдачей.

На какие сферы жизнедеятельности будут распространяться ограничения?

На все. Призвать к чему-то можно и в СМИ, и дома, и на работе.

Чем новая редакция Уголовного закона отличается от цензуры?

Есть много разных определений цензуры. В классическом смысле это запрет на публикацию какой-то информации, за осуществлением которого государство следит еще до публикации. В данном случае санкции следуют после публикации.

Что нельзя будет писать в газетах и показывать по телевизору, если поправки утвердят?

Любую информацию против независимости, суверенитета, территориального единства или направленную на свержение государственной власти или изменение государственного строя, а также любую информацию, которая помогает иностранному государству или организации вредить безопасности Латвии.

Тогда как, где и в какой форме можно будет критиковать власть, чтобы не получить за это срок?

Критиковать власть по-прежнему можно будет везде и в любой форме. Критика власти не запрещается, если она не посягает на конституционные основы и не связана с помощью иностранному государству или организации.

Что может стать поводом для начала уголовного процесса?

Жалоба любого лица, информация в СМИ — любая информация о преступлении может послужить поводом для начала уголовного процесса. Расследовать дела будет Полиция безопасности.

Можно ли будет, согласно новой редакции, наказать, скажем, условного депутата Национального объединения Яниса Домбраву, если он предложит выселить из Латвии всех русскоязычных и в знак протеста против приезда беженцев организовать референдум о выходе Латвии из ЕС?

Нет. Ни наличие в Латвии русскоязычных жителей, ни членство Латвии в ЕС не входит в число охраняемых ценностей, поэтому ответственность возникнет только в том случае, если будут доказательства, что Домбрава сделал это по наущению иностранного государства, чтобы навредить безопасности Латвии. Вот если Домбрава предложит присоединить Латвию к Эстонии, сделать Бауску независимым городом или назначить главой государства диктатора с неограниченными полномочиями, то уголовная ответственность должна последовать.

Откуда идет инициатива о пересмотре Уголовного закона?

Судя по аннотации, поправки готовили спецслужбы (Бюро по защите Сатверсме, Полиция безопасности, Служба военной разведки и безопасности), согласовывали с рабочей группой министерства юстиции.

Зачем эти поправки нужны?

В аннотации указано, что они направлены на борьбу с угрозами гибридной войны — существуют внешне безобидные ненаказуемые действия, которые в перспективе могут привести к большому ущербу безопасности (например, призывы отказаться от независимости ненасильственным путем могут привести к созданию и усилению общественного движения, а потом — и к потере самой независимости).

Но нельзя сбрасывать со счетов и логику репрессивных органов. Если нынешние статьи создают проблему в применении, то вполне логичным является изменение редакции, чтобы доказывать пришлось меньше. Сейчас в уголовном деле по призыву к независимости Латгале пришлось бы доказывать, что автор призыва игнорировал Конституцию — например, призывал отделить Латгале не путем референдума во всей Латвии, а путем отдельного референдума только в Латгале. В новой редакции такая проблема исчезает — любой призыв к отделению Латгале будет преследоваться.

В каких странах есть аналогичные законодательные нормы?

Не знаю. Авторы ссылаются на пример Эстонии, но там похожие статьи все-таки имеют, как правило, оговорку о насильственных методах.

Какова вероятность, что поправки утвердят?

Они приняты в первом чтении, на 7 апреля назначено второе и последнее. Поскольку 2/3 депутатов проголосовали за срочность, президент не может поправки не подписать, они вступят в силу после публикации.

Как отреагирует на это мировое сообщество?

Скорее всего, на данной стадии никак. Поскольку жители Латвии против поправок не протестуют, информация о них не появляется, поэтому и реакции не будет. Возможно, реакция появится тогда, когда будут первые приговоры по новой редакции — в зависимости от абсурдности обвинений.

Что изменится в Латвии, если поправки будут приняты?

Люди будут бояться выступать с идеями, которые могут быть истолкованы как направленные против независимости, суверенитета, территориального единства, а также направленные на свержение государственной власти или изменение государственного строя. Также будут бояться сотрудничать с иностранными государствами и организациями.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!