Foto: AP/Scanpix
Космический аппарат "Розетта" обнаружил в облаке газа, окружающем комету Чурюмова-Герасименко, неожиданно большое количество молекул кислорода. Это открытие озадачило ученых.

Как пишет журнал Nature, ученые пришли к выводу, что найденные молекулы кислорода старше Солнечной системы. Это опровергает значительную часть теорий формирования планет, сообщает Русская служба Би-Би-Си.

Считалось, что в начале формирования Солнечной системы молекулы кислорода вступили в реакцию с водородом, в связи с чем на кометах кислород присутствует только в составе воды (в окружающих кометы облаках газа удавалось обнаружить воду, но не кислород, что подтверждало эту теорию).

По словам участницы научной команды Rosetta Кэтрин Альтвегг из университета Берна, космический зонд обнаружил кислород в облаке газа, окружающем комету Чурюмова-Герасименко, практически сразу после того, как он прибыл в окрестности кометы в августе прошлого года, пишет Naked Science. Однако ученые долго не верили в этот невозможный, по их словам, феномен.

"Когда мы это увидели, мы засомневались, потому что не ожидаешь найти подобное на комете. Главный вопрос — как он (кислород) туда попал", — сказала Кэтрин Альтвегг. Исследователи выяснили, что кислород является четвертым по распространению газом вокруг кометы после паров воды, оксида и диоксида углерода.

Как предполагают планетологи, кислород попал в недра кометы Чурюмова-Герасименко в то время, когда она представляла собой набор из микроскопических зерен пыли и льда на окраинах будущей Солнечной системы. То есть молекулы кислорода в атмосфере кометы старше системы, что опровергает многие существующие теории формирования планет.

В июле этого года Европейское космическое агентство (ЕКА), координирующее миссию Rosetta, сделало заявление, что на комете 67Р (Чурюмова-Герасименко) найдены условия, необходимые для возникновения жизни.

Ученым удалось обнаружить на комете Чурюмова-Герасименко этанол и простейшие углеводороды. Кроме того, в веществе кометы нашли молекулы метилизоцианата, ацетона, пропаналя и ацетамида: эти четыре соединения прежде не обнаруживались на кометах.

Также измерения показали наличие полимерных молекул на поверхности кометы, образовавшихся под действием радиации, и отсутствие ароматических соединений.

Как полагают ученые, наличие таких сложных молекул в комете, возникшей в период зарождения Солнечной системы, свидетельствует о том, что химические процессы могли сыграть ключевую роль в содействии формированию условий для возникновения жизни.

Ранее астробиологии выдвинули гипотезу, согласно которой на 67Р могут в изобилии присутствовать микробы инопланетного происхождения. Именно присутствие живых организмов подо льдом позволяет объяснить характерные особенности кометы — например, богатую органическими соединениями черную кору. Подтвердить теорию невозможно, поскольку ни орбитальный аппарат Rosetta, ни зонд Philae не были оборудованы приборами, позволяющими искать следы жизни.

Ученым также удалось получить данные, позволяющие судить о температуре на поверхности кометы: температура на освещенной стороне колеблется между 183 и 143 градусами ниже нуля по Цельсию.

Данные от Philae приходят редко: из-за неудачной посадки он попал в тень, оставшись без постоянной подзарядки солнечных батарей. Изначального заряда хватило на три дня. Последний и самый длительный сеанс состоялся 9 июля 2015 года и продлился 20 минут.