Foto: PantherMedia/Scanpix
Латвийские врачи боятся ставить диагноз синдрома выгорания, признала в пятницу на пресс-коференции руководитель кафедры трудовой и медицины и среды Рижского университета Страдиня Майя Эглите, которая является президентом Латвийского общества врачей по профзаболеваниям.

Синдром выгорания вместе с другими профзаболеваниями, связанными с психоэмоциональными факторами, являются в Европе второй по величине группой профзаболеваний.

"В Латвии все по-иному, в том числе и в этой сфере. Здесь медленно переходят к новым диагнозам. Наши врачи боятся ставить диагноз синдрома выгорания. Думаю, что в Латвии много людей с таким синдромом именно в связи с условиями труда. Но их не направляют в наш центр", — сказала Эглите.

В течение года такой диагноз ставится от 5 до 10 пациентам. На работе много факторов, из-за которых которых человек может психологически выгореть.

"Приходят пациенты и рассказывают нам, что их непрерывно тестируют, каждую неделю, они нехотя идут на работу с чувством переживания в сердце — вновь будут проверять, правильно ли они выполняют работу. Мы сами гоняем один другого", — сказала она. Врачи должны понимать, что у людей много переживаний на работе, вызывающих физиологические и психологические реакции, которые могут привести к заболеванию.

"Синдром выгорания — такая же болезнь, как и другие, требующие серьезного лечения", — сказала Эглите.

Существенным риском возникновения выгорания считается рабочая среда, отметила доцент кафедры общественного здоровья и эпидемиологии Рижского университета Страдиня Анда Кивите. Сюда относятся высокая нагрузка, работа по сменам, работа в конце недели, большое число рабочих часов, большое число клиентов, низкая зарплата, несбалансированность между работой и личной жизнью, психоэмоциональный климат на рабочем месте.

Эксперты отметили, что люди не всегда сами обращаются за помощью. "К сожалению, возможности комплексной помощи на государственном уровне не доступны, не всегда ставится диагноз и не всегда эти нарушения распознаются. Одной из причин, по которой сами медики иногда уклоняются ставить данный диагноз, являются предрассудки людей, заявляющих — ну что я, пойду к врачу и буду жаловаться, что переработал? Соберусь с силами, отдохну, и все будет в порядке", — описала характерную ситуацию психиатр Инга Зарде.

Работодатели не всегда признают выгорание проблемой, считая работника слабым, ленивым или не способным выполнять конкретные обязанности.

"Возможности организации — контроль за рабочей средой, регулярная оценка трудовой нагрузки. Там, где возможно, хорошо было бы применять и ротацию. Что можно делать самому? Необходимо контролировать себя. Если что-то не в порядке, плохое самочувствие, плохой сон, перемены в настроении, начинает не нравиться работа, которая ранее вызывала увлечение — это сигнал, на который следует обратить внимание и подумать, почему это так", — сказала Зарде.

Она добавила, что следовало бы взвесить профилактические возможности просвещения в вопросах психического здоровья специалистов разных сфер, в которых повышен риск выгорания.

Синдром выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Как сообщалось, с 7 по 10 октября Клиника психосоматической медицины и психотерапии Рижского университета Страдиня проводит ряд мероприятий в рамках Недели эмоционального здоровья.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!