Москва остается небезопасным местом для людей с другим цветом кожи, хотя за последние 10 лет ситуация несколько улучшилась. Об этом свидетельствуют опубликованные в понедельник результаты ежегодного опроса, проводимого с 2002 года добровольцами из московской протестантской общины.

В опросе участвовали 206 представителей 36 африканских стран. Больше всего (51 человек) среди них оказалось нигерийцев, затем следуют Камерун и Демократическая Республика Конго.

Число африканцев в Москве очень приблизительно оценивается в 10 000 человек. Только в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы учится около 1000 африканских студентов из 43 стран.

Участники опроса провели в Москве от одного месяца до 20 лет. Только один из них имеет российское гражданство. Почти половина (48,5%) живет в стране нелегально. Большинство заполнивших анкеты попросили не раскрывать их имен и фамилий. Сто человек являлись студентами, 14 — дипломатами и корпоративными менеджерами, остальные назвались экономическими мигрантами или беженцами.

61% опрошенных оценили отношение москвичей к людям других рас как плохое и очень плохое, и лишь 8% — как хорошее или очень хорошее. При этом впечатления от реально увиденного в России почти не отличаются от ожиданий респондентов перед приездом.

В 2002 году дело обстояло намного хуже: тогда на плохое отношение москвичей жаловались 91% опрошенных, а 53% указали, что к ним относятся "очень плохо".

14,5% опрошенных заявили, что подвергаются оскорблениям и агрессии "очень часто", 6% — в среднем раз в неделю, 12% — не реже раза в месяц. 88,5% московских африканцев указали, что расизм, так или иначе, влияет на их повседневную жизнь.

53,5% сказали, что избегают ездить на метро в поздние часы, 42,5% — что стараются не выходить на улицу в темное время суток, а также в дни городских праздников и футбольных матчей, 31,5% — что считают небезопасными определенные районы города, 24,5% боятся милиции и вообще любых представителей власти.

Самыми опасными местами в Москве, по мнению участников опроса, являются район стадиона "Лужники", где африканцы стараются вообще не появляться, метро, особенно "Сокольническая" и юго-восточная оконечность Таганско-Краснопресненской линии, а также городские парки.

Большинство инцидентов начинается именно в метро. Основных сценариев два: либо агрессивно настроенные люди затевают словесную перепалку в вагоне и поднимаются за жертвой на поверхность, чтобы "разобраться" с ней на улице, либо на входе в метро к африканцам пристают праздные компании, проводящие время у пивных ларьков.

Нередко недоброжелательно настроенные компании, не обращаясь к африканцу прямо, принимаются громко обсуждать его внешность, разглагольствовать о том, что "черные всю Россию заполонили", упражняться в остроумии на тему повадок обезьян, поедания бананов и жизни в джунглях, либо, по словам одного из респондентов, "пялятся на меня, как будто я прилетел из космоса".

Некоторые участники опроса рассказывали, что агрессивные люди, явно желая спровоцировать драку, толкали их или плевали на них.

33% заявили, что постоянно слышат расистские замечания, и лишь 3% — что не сталкивались с этим никогда. Однако по сравнению с 2002 годом жалующихся на хамство окружающих стало вдвое меньше.

58% опрошенных заявили, что за время жизни в России хотя бы раз подвергались физическому насилию, 42% — что такое случилось с ними за последние восемь месяцев.

59 нападений из 102, подробности которых поведали участники опроса, совершили мужчины 18-25 лет, и еще 25 — в возрасте от 25 до 40 лет. В 80 случаях нападавшие действовали группами. Лишь в 26 случаях они были явно пьяны. В 30 случаях использовалось холодное оружие — ножи, кастеты, палки, бейсбольные биты, бутылочные горлышки.

По мнению участников опроса, большинство нападений происходят не спонтанно. Они убеждены, что в Москве существует категория людей, целенаправленно ищущих подобных "развлечений".

Не оправдывается мнение, будто расовые преступления совершают в основном классические скинхеды. Большинство нападавших внешне ничем не выделялись из уличной толпы.

По данным потерпевших, обратившихся в милицию, лишь в 4% случаев виновные были найдены и осуждены. Они утверждают, что стражи порядка не хотят заниматься малозначительными, с их точки зрения, инцидентами, отказываются видеть в них расистскую подоплеку, а на претензии реагируют фразами вроде: "Не нравится — поезжай домой, в России бананы не растут!".

С другой стороны, в 77% случаев жертвы сами не обращались к властям — из-за отсутствия легальных оснований для проживания в России, слабого знания языка или уверенности, что помощи все равно не дождешься. 69% участников опроса утверждали, что милиция постоянно проверяет у африканцев документы. Каждый восьмой сказал, что с ним это происходит "практически ежедневно".

В начале каждого учебного года ректор РУДН выступает перед первокурсниками, и строго предупреждает, что академическую задолженность можно пересдать, а вот виновные в националистических выходках будут безжалостно отчисляться.

За девять лет добровольцы из московской протестантской общины не нашли способа решить проблему. Главная их рекомендация живущим в Москве африканцам — поддерживать связь с посольствами своих стран.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!