Foto: Reuters/Scanpix/LETA

Проживающий в США советский ученый-химик Вил Мирзаянов, которого называют одним из создателей нервно-паралитического вещества "Новичок", рассказал в интервью "Русской службе Би-би-си" об антидоте к отравляющему веществу и шансах на выживание у экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.

По словам Мирзаянова, отравление ядом можно определить по суженным зрачкам и ухудшению зрения. Затем, если доза больше, начинаются конвульсии и прерывается дыхание. Первая помощь — атропин и афин (холинолитические средства, используемые в качестве антидотов фосфорорганических отравляющих веществ).

"Еще были разработаны другие антидоты, более сильные. Они есть, они помогают, чтобы как бы прекратить, остановить действие этого отравляющего вещества. Но! Они не вылечивают человека", — отметил Мирзаянов.

Химик рассказал, что Сергея Скрипаля и его дочь можно лишь спасти от летального исхода. "Англичане, скорее всего, ввели, хоть и поздно, атропин или афин в вену и помогли. Но они уже имеют необратимые повреждения, повреждения всего организма", — добавил Мирзаянов.

Мирзаянов в интервью "Русской службе Би-би-си" предупредил о возможном отложенном заражении в Британии и назвал недостаточными меры предосторожности, которые предпринимают власти страны, сообщает Newsru.com.

Мирзаянов предположил, как это могло случиться при использовании бинарного метода получения яда: "Это маленький патрон, который вставляется, — это я уже фантазирую, — в наган, револьвер, в нем есть устройство, которое их (компоненты) разбивает, и идет реакция между ними. И потом выстреливает этим как бы разбавителем в виде бензина или диоксида углерода обычно из пульверизатора".

По его мнению, если отравление происходило в помещении, то подготовленный агент мог выжить и без костюма химзащиты. Британским специалистам, которые работают на месте предполагаемого обнаружения вещества в костюмах химзащиты, ничего не угрожает, уверен Мирзаянов. А вот меры, к которым предложили прибегнуть рядовым обывателям — выстирать одежду и запечатать вещи, которые нельзя стирать — он считает недостаточными. "Надо было их (людей) исследовать обязательно в клинических условиях и держать там, наблюдать за ними. Увы, эти вещества имеют так называемое отложенное действие", — подчеркнул химик.

Мирзаянов утверждает: "Такие частицы могли сесть на кожу и потом потихонечку проникать и действие такое латентное произвести и необратимые повреждения… В Англии то же самое может произойти с этими людьми, которые были вблизи или контактировали каким-то образом с этими (зараженными) предметами или с этими господами".

Его рекомендация — сжигание всех предметов при возможном риске заражения. "Сжигание и в Соединенных Штатах, и в Англии, и в России разработано достаточно хорошо. И это не просто сжигание, когда ты сжигаешь и это летит в воздух. Нет, они проходят через соответствующие фильтры-нейтрализаторы сначала, которые препятствуют выходу возможной, все еще не дегазированной, неуничтоженной части отравляющего вещества. Методы эти известны, они отработаны хорошо".

Химик указывает, что нервно-паралитическое вещество вызывает необратимые повреждения: "Я полагаю, (есть) какие-то разработанные методы лечения, хотя я очень пессимистически отношусь к этому… ведь больше денег тратят всегда на разработку оружия, чем на лечение от воздействия этого оружия".

Мирзаянов уверен в российском происхождении "Новичка" и при этом считает, что в Британии вещество идентифицировали так быстро, потому что смогли синтезировать его и поместить "отпечаток" в базу данных для использования в масс-спектрометре.

Предостережения Мирзаянова подтверждает гибель президента "Росбизнесбанка" Ивани Кивилиди в 1995 году. Он скончался 4 августа 1995 года в московской Центральной клинической больнице вскоре после того, как это вещество было нанесено неизвестными на его телефонную трубку. В результате действия этого вещества (Foliant-232) погибла его секретарша, вызывавшая по этому же телефону скорую. Патологоанатом, делавший вскрытие тела банкира, умер через полтора месяца после проведения экспертизы.

При этом интервью проживающего в США химика изобилует предположениями, а в некоторых оценках он ошибается на порядок: например, утверждает, что участники секты "Аум Сенрике" отравили зарином 200 человек. ВВС указывает, что в результате двух инцидентов, организованных сектантами, тогда погибли 20 человек, сообщает Newsru.com.

Класс веществ "Новичок" относится к разряду отравляющих веществ нервно-паралитического действия третьего поколения и был разработан в конце 1980-х годов при реализации проекта "Фолиант". Итогом проекта стало создание трех уникальных химических отравляющих веществ нервно-паралитического действия — "Вещество 33", "A-232", "А-234". По оценке Мирзаянова, в СССР могли получить до 100 тонн "Новичка", и этого достаточно для заражения миллионов людей.

Ранее советский химик заявил, что хотел бы принести извинения Сергею Скрипалю. "Я бы сказал ему, что мне очень жаль, что я участвовал в разработке этого оружия", — признался Мирзаянов.

Как сообщалось, 4 марта бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль, получивший убежище в Соединенном Королевстве в 2010 году, и его дочь были найдены в бессознательном состоянии в Солсбери. Лондон официально обвинил Москву в причастности к отравлению шпиона на основании того, что на месте преступления были якобы обнаружены следы вещества семейства "Новичок", разрабатывавшегося Россией в военных целях. Российская сторона все обвинения отрицает.

В России отрицают, что на территории СССР или РФ когда-либо существовали программы по разработке "Новичка". Постпред РФ при Организации по запрещению химоружия (ОЗХО) Александр Шульгин подчеркнул в интервью "Интерфаксу", что такой программы никогда не было.

Шульгин напомнил, что в 1992 году тогдашний президент России Ельцин "свернул все работы, исследования, производство химического оружия было застопорено", а потом "начался процесс постепенного его уничтожения. В прошлом году мы его завершили, уничтожение всех наших запасов химического оружия, и этот процесс официально заверен ОЗХО. Все обвинения британцев в том, что мы что-то скрываем, какие-то программы проводим — это не по нашему адресу, мы их не принимаем".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!