Судьи Конституционного суда, как выразился премьер, встали на опасную тропу. И, видимо, их вскоре "зачистят". Вы только вдумайтесь: уже в который раз люди в мантиях с бульвара Калпака, где располагается высший суд ЛР, заступаются за простых пенсионеров и требуют от правительства денег на выплату компенсации старикам!
Так, глядишь, суд совсем от рук правительства отобьется и начнет еще и нацменьшинства защищать — например, по рассматриваемому иску в отношении реформы–2004.

"Существует вопрос, должен ли Конституционный суд (КС) рассматривать и отменять те законы, которые приняты парламентом и которые в большой мере обеспечивают стабильность государства, его развитие", — заявил Айгарс Калвитис и пригрозил начать политические дискуссии о компетенции суда. Председатель КС Айварс Эндзиньш уже назвал эти высказывания премьера политическим давлением на суд и попыткой ограничить его независимость.

Третья власть, которая не обслуживает власть вторую, исполнительную, да еще и пытается отменять принятые сеймом законы, должна быть укрощена или вообще "зачищена". Видимо, такое убеждение сложилось у главы правительства Айгара Калвитиса. Его недовольство Конституционным судом, конечно, можно понять.

Ведь суд посмел встать на защиту работающих пенсионеров — он обязал правительство выплатить им компенсацию за все время, когда они были лишены части своей пенсии. По иронии судьбы, пенсии работающим пенсионерам в свое время урезал партийный товарищ и учитель Калвитиса — Андрис Шкеле. И вот теперь это решение бумерангом ударило уже по самому А. Калвитису.

Разумеется, те суммы, которые придется выплатить правительству этим пожилым людям, не разорят казну и уж тем более не подорвут стабильность государства, выражаясь языком премьера. Если что и подрывает эту самую стабильность, так подобные решения Шкеле и Ко. В свое время данные решения дискредитировали всю пенсионную систему и больно ударили по тысячам пожилых жителей Латвии.

Больше всего премьер, естественно, испугался самого прецедента, когда суд становится на защиту простых жителей, да еще и залезает в госказну, контролируемую правительством. А что если судьи КС начнут по искам отдельных групп граждан и оппозиции отменять другие законы и нормативные акты, ущемляющие права малоимущих? Того глядишь, и вся наша жесткая, драконовская "либеральная" политика правых партий окажется под угрозой! Выход один — вполне в духе правых партий: опасную "лавочку" под названием "Конституционный суд" нужно прикрывать. Или, по крайней мере, дать этим судьям по рукам, чтобы в следующий раз подумали, а стоит ли идти поперек исполнительной власти!

Примечательно, что угрозы премьера прозвучали как раз в тот момент, когда суд закончил слушания и приступил к подготовке вердикта по иску оппозиции с требованием отменить реформу–2004. Представляете, что будет, если суд вдруг вздумает хотя бы в констатирующей части своего решения усомниться в правильности и демократичности реформы школ нацменьшинств?! Это же страшный политический удар по правым партиям! Возможно, это заявление А. Калвитиса — еще и попытка пресечь "опасные" действия суда в связи с реформой.

Вообще логика главы правительства поражает своей "демократичностью" и пониманием сути правового государства. Мол, суд смеет оценивать и отменять законы, принятые парламентом! Извините, г–н премьер, но в этом и есть миссия суда в любом демократическом государстве — оценивать законы, принятые политиками, с точки зрения их соответствия конституции и международным конвенциям. А также защищать права жителей страны, если законы, принятые сеймом, их нарушают! Фактически у простого человека нет другого варианта добиться отмены дискриминационного закона, как только через суд. Или премьер предпочитает, чтобы люди такие вопросы решали на улице?

На посту премьера А. Калвитис демонстрирует потрясающую неспособность вести нормальный диалог с Фемидой. Еще до наездов на суд премьер успел разругаться с руководителями Бюро по борьбе с коррупцией. Глава правительства почему–то решил вмешаться в трудовой конфликт между начальником бюро и одним из его сотрудников, который подозревается в употреблении (в больших дозах) психотропных средств на рабочем месте! Неужели главе правительства больше нечем заниматься, как только выяснять отношения с Фемидой?

Все эти нападки на третью власть вкупе с попытками ограничить, например, процесс натурализации несет серьезную угрозу демократии. Особенно учитывая, что она, эта самая демократия, в Латвии еще крайне слаба. Кто будет следующим объектом нападения премьера?

Seko "Delfi" arī vai vai Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!