Главная тайна Каупо
Для начала немного истории. "У меня были две высокие цели: Ты — Распятый на Кресте, и ты — мой народ!" — из "Песни Каупо" Артура Бенедикта Бертхольда. В литературе очень неоднозначен образ Каупо, который до появления крестоносцев был фактическим правителем Турайды (по–ливски правильнее произносить "Торейда", что в переводе — "Сад богов"). Часто имя вождя употреблялось как синоним предательства. Да, с одной стороны, Каупо предал свой народ и помогал рыцарям, но с другой — он одним из первых в Ливонии принял крещение и ни разу не отступил, в отличие от многих соплеменников, от выбранной веры.
Есть гипотеза, что Каупо крестился первым среди жителей округа Турайды еще в 1191 году, то есть задолго до прихода туда рыцарей! Значит, еще в бытность первого епископа Мейнхарда в Ливонии проповедь "зацепила" душу ливского вождя! Документально гипотеза не подтверждена, и историки до сих пор спорят: зачем могущественному вождю, чья жизнь проходила в сражениях с соседними племенами, охотах и пирах, столь круто все менять?
Услышь магию земли!
Имеется и такая версия. Впервые имя Каупо встречается в рукописях примерно 1200 года, когда епископ Алберт прибыл в Ливонию. Рассказывается, что епископ, просто так уже не полагающийся на мир, который многократно нарушали ливы, потребовал от старейшины заложников. Вместе с ними пришел и сам Каупо. Их пригласили на пир, но заперли в одном доме. Потом Каупо заключил с Албертом сделку, чтобы всех выпустили: представил епископу около тридцати лучших торейдских воинов. Епископ с радостью принял их и, поручив страну Господу, отплыл вместе с Каупо в Тевтонию… Дальше Каупо, проезжая по немецким землям, будто бы пребывал в восторге, когда видел устремленные вверх шпили церквей, крепкие каменные замки, богатые города. Но особенно его впечатлил Рим! В общем, перед дикарем открылся совершенно другой мир, и вождь решил принять христианство. Хотя у оккультистов есть версия, будто во время этой поездки Каупо убили и подменили двойником.
— Вот с этого момента в Кримулде и начинают происходить странные дела, — говорит Светлана Куркина. Ливы были на своей земле хозяевами, знали, как здесь жить, и крайне неохотно принимали чуждое им христианство. Они из–за малочисленности своей предпочитали не вступать в битвы, но оставаться в стороне и использовать магию родной земли. Кстати, именно потому, что они не ввязывались в драку, потомки ливов, в отличие от других народов, например прусов, сохранились до наших дней… Впрочем, и рыцари не горели желанием воевать с ливами, поскольку те жили в лесах, а крестоносцы не знали и побаивались здешних мест. Словом, рыцари старались чаще мирно договариваться с племенами. Но оставались и ливы, отказавшиеся принять христианство. Они делали большие насыпи: "складывали" под камни свои обиды и боль и тем самым меняли энергетику этого края…
Кресты, связанные узлом
Самое загадочное место, по мнению эксперта, это могила Каупо, которая находится у большого холма с католической церковью на вершине. Здесь огромный камень с выбитым в нем портретом Каупо. Хотя есть подозрения, что останков вождя под камнем нет, а валун — просто символ с особыми знаками.
— Посмотрите на выбитый в камне меч около "головы" Каупо, — предлагает оккультист. — Меч, помимо оружия, был вроде камертона для настройки позвоночника воина — для прямой связи с космосом. Ведь именно через позвоночник человек получает энергию свыше… А на задней части камня — щит: своего рода защита Кримулды от ведьм, которые могут прийти сюда из соседнего поселка Рагана…
Особенные и два креста около храма. Они ведь вовсе не католические! Две перекрещенные палки стянуты особым узлом так называемой водной ливской вязки. Причем у ливов рядом всегда ставятся два креста — мужской и женский. Первым обязательно подпирают камни, чтобы душа воина в небе слушала родную землю и помогала ей, общаясь с Богом. Опять же, крест — символ христиан, а весь "антураж" — языческий, что в очередной раз характеризует смесь обрядов даже в отдельно взятой Кримулде.
Но на этом особенности не заканчиваются! В лесу на холме, под которым в земле глубокая пещера, где совершались определенные обряды, стоит молельный домик. На первый взгляд — он для православных, а реально… Внутри, рядом с написанными по православным канонам иконами, лежало Евангелие, напечатанное сектантской общиной Гедеоновых братьев, около него расставленные в определенном порядке (свойственном оккультным ритуалам) свечи, а в центре — издание реформаторского исследователя Френсиса Шеффера "Книга Бытия во времени и пространстве". Жутко, что на некоторых книжках стояли черные печати, по сути сатанинский знак: крест с трезубцем, направленным вниз, которым точно вилами пытаются вытянуть из христианского сердца любовь к сыну Высшей Силы и заменить ее на вражью, иными словами — к антихристу.
Мистический лабиринт пастора
Но самое загадочное место в Кримулде — лабиринт около католического храма, где проходят главным образом лютеранские службы. По идее, он — модель общества, спираль, по которой оно должно развиваться. Подобные лабиринты были и в мистическом городе Аркаим в районе алтайских гор, где жили огнепоклонники арии (по легендам, прародители многих народов), и сейчас есть на севере России, где, как считают последователи "нетрадиционной истории", находилась Гиперборея.
— Местный пастор Аустрис Юрис Равиньш, чувствуя, что Кримулда теряет силу, попытался ее вернуть (а скорее — захватить!) и выложил лабиринт. Однако новый лабиринт не несет благо. Здесь ведь на самом деле вовсе не спираль развития общества, а скорее воронка, через которую из человека в процессе прохождения пути выкачивается энергия, и это заставляет меняться на духовном уровне. Мне он оч–чень не нравится… Причем мы с группой во время ритуалов пытались снять негатив с места, но полностью не удалось. Тут все слишком запущено… Обратите внимание, в центре лабиринта — символ лотоса, в котором якобы можно медитировать, однако жители Кримулды говорят: это королевская лилия — символ Девы Марии. Хотя сил Девы Марии тут давно нет.
Впрочем, священник Аустрис Юрис Равиньш, которого мы встретили около дома, где он проводит занятия для лютеранской общины (в ней около 500 человек!), рассказал, что его цели в процессе создания лабиринта были чисты.
— В Кримулде я поселился в 1989 году, после того как был крещен в лютеранскую веру… А лабиринт решил выложить в 2002–м. История здесь такая. Я побывал во Франции в кафедральном соборе в Шартре, где увидел на полу лабиринт. Загадка, "христианский лабиринт"! Ведь лабиринты выкладывали язычники, но уж точно не католики, лютеране или православные. А потом я узнал в архивных документах, что лабиринт во Франции сделали в тот же год, когда построили храм в Кримулде, — в 1205–й! Примерно тогда же ливский вождь Каупо принял христианство после паломничества в Рим… И вот я решил создать лабиринт около нашего храма — копию того, что видел во Франции. Он открывает смысл жизненного пути человека. Лабиринт очень простой, в нем невозможно заблудиться, и предназначен он для разового прохождения, — рассказал пастор Аустрис Юрис Равиньш.
Автор этих строк встал в начале лабиринта, уже поднял было ногу, чтобы сделать первый шаг, но… Чур меня, лучше не надо лишний раз рисковать!