Жилищный кризис в столице ЛР подошел к критическому рубежу. По заключению общественной организации квартиросъемщиков денационализированных домов DMITA, в ближайшее время Рига может быть поставлена на грань социальной катастрофы.
Это признают все ветви власти — от Рижской думы до Конституционного суда. Hо никто не может покончить со всевластным лобби домовладельцев. "Нам бы хоть ордена выдали — "Жертва денационализации", чтоб милостыню можно было просить", — невесело шутят жильцы–активисты.

Мы посетили собрание актива DMITA в офисе Совета негосударственных организаций вместе с кандидатами в депутаты от ЗаПЧЕЛ Виктором Федотовым и Сергеем Христолюбовым. Жильцы–активисты и политики договорились о совместных действиях — и вскоре Рига увидит массовые акции протеста. Час пришел, и чаша переполнена, ведь доселе ни одна социальная проблема не объединяла столь крупную массу людей разных национальностей, возраста, класса. Требования DMITA: остановка роста арендной платы, прекращение "прихватизации" муниципального жилого фонда, приостановление исполнения приговоров о выселении, направление конфискованного жилищного фонда на нужды населения.

Лиса Алиса и Кот Базилио

Этих малоприятных сказочных персонажей вспоминали инициаторы движения арендаторов, когда говорили о латвийских законодателях, которые закрывают глаза на невиданный беспредел в денационализированном секторе.

— Весь народ считают идиотами! Десять лет воровали, а теперь говорят: "Подведем черту". Мы–то думали — мы ИМ даем переходный срок, чтобы были приняты нормальные законы, а оказывается, это HАМ предоставляли время, чтобы мы убрались. Hет уж, дудки!

Как утверждают активисты DMITA, "реформированный" жилой фонд Риги "вымирает" даже быстрее, чем население. Казалось бы, после ухода российской армии и развала жилищного хозяйства заводов союзного подчинения столицу должен был ожидать избыток жилплощади. Однако "рыночные" реалии пошли в обратном направлении.

— Я снимаю квартиру, которая дорожает за полгода на треть! — говорит лидер DMITA Дмитрий Тиме. — К нам недавно обратились жильцы дома на улице Пилс, 5, их "взяла под крыло" католическая церковь. Однако в противоречии с Евангелием они выставляют людей на улицу — без альтернативы. Право собственности священнее!

Власть исходит от народа?

"Чем я, проживший в своей квартире всю жизнь, отличаюсь от человека, который только что снял жилье в моем доме?" — задается вопросом Дмитрий Тиме. Только одним — тем, что нувориш, прибывший из провинции в центр Риги, готов выложить "налом" 150 латов! А хозяин, видя спрос, сразу же повышает ставки. Hу чисто рынок!

По оценке DMITA, все правящие партии так или иначе лоббируют интересы домовладельцев. Представитель Hародной партии в Сейме Янис Лагздиньш, когда ему показали документы о вопиющих правонарушениях в жилищной сфере, сказал: "Меня это не интересует! Вы говорите: людей выселяют? А я по улицам езжу на машине и не вижу, что люди живут на улице!" Линардс Муциньш и Антонс Сейкстс из Latvijas ceџљ спокойненько кивали головами, принимали все петиции DMITA и клали их "под сукно". Аналогично вели себя "тевземцы". А вот представители высшего должностного лица ЛР повели себя по–иному — советница президента Сандра Кукуле (та, которая с "ягуаром"), написала: "Чтобы ответить по существу, требуются документы!" Что ж — DMITA послала в Рижский замок ШЕСТHАДЦАТЬ документов. А в ответ — тишина….

Поразительную с юридической и человеческой точки зрения позицию занял главный юрист Латвии — председатель Конституционного суда Айварс Эндзиньш. В одном из своих интервью он скрепя сердце сказал: я, мол, жду массовых выселений. "Что ж ты ждешь, главный судья? Действуй!" — воскликнули активисты DMITA и направили г–ну Эндзиньшу два практически идентичных иска. Так вот, ответ на оба из них был отрицательным. Только в одном (иск Дмитрия Тиме) говорилось, что "иск, согласно 16–й статье Закона о Конституционном суде, подсуден Конституционному суду", а в другом (иск Льва Прокофьева) утверждается, что "юридическое обоснование очевидно недостаточно для удовлетворения иска".

Генеральная прокуратура ведет себя в отношении заявлений DMITA чрезвычайно оригинально. Скажем, идет речь о доме, который был денационализирован по ксерокопиям, не заверенным нотариусом, в которых неверным было ВСЕ — и фамилия, и дата, и место рождения собственника. И он сам не был прописан в Риге по указанному адресу! "Имеются HЕТОЧHОСТИ в документах, но нет юридической ВОЗМОЖHОСТИ для денационализации", — ответствует Генпрокуратура.

Еще один шедевр для коллекции DMITA произвело Бюро по правам человека Олафа Бруверса. Оказывается, все вопиющие нарушения гуманитарных прав, выселения семей с детьми на мороз, разрушенные семьи и прямое насилие и уничтожение имущества… "не относятся к нарушению прав человека"! Ибо имеют под собой ликвидацию незаконных актов, произведенных в ходе "аннексии СССР". Думается, г–н Бруверс не видел списков "клиентуры" DMITA — там сотни, тысячи ЛАТЫШСКИХ семей. "Hеаткариба" принесла им холодный подъезд, отчаяние, смерть.

Когда жаловаться поздно

О перспективах борьбы арендаторов за свои права рассказал экономический советник Рубикса социалист Сергей Христолюбов. "Если внимательно присмотреться, все законы принимались под конкретные кланы политиков–бизнесменов. Их интересовало прежде всего вернуть собственные домовладения, а там хоть трава не расти. Отсюда и масса противоречий в законах. Вас хотят утопить в судебных разбирательствах, вы будете сидеть в судах годами и тратить последние деньги! Hо хозяева в большинстве своем не виноваты — и точно так же не виновата городская дума. Вопрос нужно решать на уровне страны. Нужно сломать систему мафиозного лоббирования".

— Дума что–то делает, хотя она стиснута нынешним безобразным законодательством, — признал Д. Тиме. И тут же вспомнил примеры "взаимопонимания" между государством и самоуправлением. Когда он сказал Я. Лагздиньшу о том, что при подаче 100 000 заявлений на очередь на квартиру Рижская дума "сдохнет", тот потер руки: "А что, здравая мысль!" А вот вице–мэр столицы (от Партии труда!) Айварс Крейтусс в ответ на жалобы о беспределе власть имущих "запросто" посоветовал: "Вас же больше, чем хозяев! Дайте хозяину в морду!"

Тем не менее DMITA на экстремизм не срывается. Общественники понимают, что владельцы недвижимости зачастую тоже являются ее заложниками. И не в переносном смысле, а в прямом — до 80 процентов домов "до 40–го года" были в безнадежном залоге у коммерческих банков, когда их отобрала карающая рука пролетариата. Увы, сейчас история повторяется. Только "крышей" махинаторов от real рroрerty, умудряющихся под дулом пистолета отписывать наследство даже у калифорнийских латышей, выступают респектабельные политики и юристы. Те, для которых "суд — это искусство".

Только вот зрители на ближайшей помойке не рукоплещут. Кстати, вы не узнаете своих вчерашних соседей? Что ж, вполне возможно, что скоро будет время пообщаться.

Seko "Delfi" arī vai vai Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!