12 марта агентство BNS сообщило: "Данные о росте доходов жителей стран Балтии в последние годы обманчивы, поскольку официальная статистика не отражает реального положения вещей…
…Газета Eesti Paevaleht пишет, что проведенные финскими учеными в балтийских странах исследования опровергают утверждения о неуклонном повышении благосостояния народа. Хотя цифры средней официальной зарплаты растут, в то же время сокращается доля "левой" зарплаты, а рост брутто–зарплаты съедает инфляция. В результате, если в конце 1998 года средний нетто–доход на каждого жителя Балтии составлял 2761 крону, то в начале 2002 года — всего 2673 кроны".

Вот уже старательные и дотошные финны решили разобраться с ростом нашего благополучия. Наслушались наших говорливых руководителей и решили раскрыть наш большой государственный секрет — как это этим прибалтам удается "стремительно" развиваться, в то время как во всем мире кризис. Американцы даже решили идти воевать за дешевую иракскую нефть, чтобы спасти свою экономику, которая сегодняшних цен на нефть не выдерживает. Да у самих финнов их знаменитая Nokia закачалась и растеряла половину своих активов. Хотели финны раскрыть тайну и подучиться, как это "молодые прибалтийские демократии" добиваются этих феноменально стремительных успехов, которые их так радуют и о которых они так много восторженно рассказывают на разных конгрессах, конференциях и саммитах. Может, старым и опытным финнам удастся что–нибудь перенять — и кризис полегче станет. И раскрыли. Оказалось — тайны нет, успехов нет, есть только радость. Радость от цифр статистики, которые сами и написали. Все по известной формуле одного из основоположников статистики, которая гласит: "Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика". Очень просто и хорошо — написал красивые цифры, добавил к ним никому не понятные аббревиатуры — и готово. Смотри и радуйся. Особенно если cвою зарплату и премии ты сам себе назначаешь. А ведь если ты только к своей зарплате пару тысяч латиков добавишь, то ведь и средняя зарплата по стране увеличится. А от этого — если опубликовать — всем радостно станет. Почему же не порадовать народ?

Давайте разберемся, есть ли какие–то признаки, которые позволяют предположить, что наше благосостояние растет. Во–первых, надо сразу разобраться, в каких случаях может расти это благосостояние. Не мое или моего соседа, а наше. Мое благосостояние можно повысить очень просто — надо подкараулить в подъезде соседа, когда он несет свою пенсию с почты, и отнять ее. Мое благосостояние сразу повысится. Но благосостояние соседа упадет. И наше общее благосостояние останется на том же уровне. Это в реальной жизни. А в экономике как? В экономике просто отнимать нельзя. Могут привлечь. Чтобы не привлекли, надо сделать так, чтобы сосед сам отдал свою пенсию мне, и мне надо уплатить с этого налог. Тогда все в порядке. Сосед идет домой, я его встречаю, предлагаю сыграть на пенсию в "орел–решку" и выигрываю. Это в статистике проходит как "услуги". Количество денег на нашей лестничной площадке даже уменьшается, поскольку из выигранной пенсии я плачу налоги, но в экономической статистике нашей страны ВВП сразу растет. И можно говорить об "экономическом росте". А если на лестничной клетке все соседи начнут играть, экономический рост станет стремительным.

Описанная схема справедлива для всех видов услуг. Никакой новый продукт при этом не производится, просто уже где–то раньше заработанные деньги меняют владельца. По экономическим отчетам ВВП при этом растет, и всем втолковывают, что страна стремительно развивается. Но наше общее благосостояние от этого не меняется.

Вот реальные цифры игровой индустрии. Обратите внимание, как красиво называется — "игровая индустрия"! За исследованный финнами период — с 1997 по 2002 г. — объем "производства" игровой индустрии вырос на 216% — с 19,5 миллиона латов в год до 42,2 миллиона. Такого действительно стремительного роста не показывала никакая другая индустрия. И эти 216% соответственно повысили наш ВВП, но стала ли страна от этого богаче хоть на копейку? И была ли в этом хоть малейшая причина радоваться?

А всего в нашем внутреннем валовом продукте (ВВП) услуги составляют сейчас 70,4%. Материальное производство, соответственно, всего 29,6%. Для того чтобы росло наше общее благосостояние, надо работать. Производить какие–то материальные ценности. Для такого производства необходимы материалы, из чего производить, энергоносители, чтобы крутить станки и машины, транспорт для материалов, продукции и рабочих. И чтобы благосостояние росло постоянно, необходим прирост энергетики и транспорта. И если, как утверждается, наше благосостояние постоянно растет, то в официальной экономической статистике мы должны увидеть рост наших энергетики и транспорта.

Но… Мы видим, что в стране падают и энергопотребление, и перевозка грузов и пассажиров. Притом во всех отраслях народного хозяйства. Народное хозяйство продолжает умирать. И для нашей умирающей экономики какая цена на нефть, уже все равно. Притом в этих цифрах учитывается как официальная экономика, так и скрытая. А если к этому добавить, что число занятых в народном хозяйстве за это время сократилось на 75 тысяч человек, а в сельском хозяйстве — на одну треть, то почему снижается потребление энергетики и становится меньше грузов и пассажиров, становится ясно: производство умирает. А сельское хозяйство умерло безвозвратно. Ведь по военным уставам, если уничтожено 30% численности — противник полностью уничтожен, он уже не противник. Так и наше сельское хозяйство уже не хозяйство, а просто пампасы для экскурсий иностранных любителей сельского туризма. Но очень мало таких любителей — в прошлом году было 2000 — не заработаешь.

А если производство умирает, то ожидать, что благосостояние народа будет расти, глупо. Оно растет только у чиновников всех рангов. Согласно официальным отчетам, расходы на госуправление в сравнительных ценах, без влияния инфляции, за время независимости выросли в 2,63 раза. Это самая стремительно развивающаяся и благополучная отрасль. Там все наше благосостояние и скрывается. Вот оттуда и изливаются постоянно радость и восторг от наших успехов. И этот восторг такой захватывающий, что даже когда Россия выключила нефтяную трубу, никто, кроме Лембергса, и не почесался съездить в Москву и разобраться с важнейшей проблемой на соответствующем ее важности для Латвии уровне. Написали пару невразумительных бумаг, пожаловались в ЕС — пусть занимаются, если есть желание, и поехали на очередной саммит танцевать и давать интервью, если спросят, конечно. Вот примерно, что могли найти финские ученые, исследуя нашу жизнь. И вот почему их удивила наша радость: чему радуются прибалты — непонятно.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!