Российская поддержка преемника Леонида Кучмы напомнила анекдот про машину с левым рулем, в которой сидел Леонид Ильич, а пораженный гаишник на вопрос: "Кто поехал?" — сказал: "Не знаю, кто пассажир, но водилой у него Брежнев". В украинском случае шофером Януковича выступил лично Путин — и сильно при этом рисковал. Уж больно быструю езду любит простой донецкий мужик Янукович — а не впишись его "роллс–ройс" в электoральный поворот, репутации России и ее лидера был бы нанесен гигантский урон. Теперь–то можно заявить о реинтеграции постсоветского пространства, завершении воссоединения славянских народов и чуть ли не возрождении СССР. Но сказать это — выдать желаемое за действительное.
Интересно, что мешало премьеру Януковичу и еще действующему президенту Кучме ввести русский язык в качестве второго государственного в те годы, когда этот могучий тандем рулил Украиной? Если же это обещание представляет собой лишь предвыборный лозунг, то такая конъюнктурность не делает чести г–ну Януковичу. Кстати, можно было бы уточнить у "пророссийского" премьера, какой за время его руководства страной была динамика закрытия русских школ. А была она ударной — на Западе есть такие области, в которых нет ни одной русской школы.
Конечно, можно много прогнозировать на тему возможной экономической интеграции. Но это всего лишь благоглупость. Горилка Nemiroff не собирается слиться в экстазе с водкой "Кристалл" точно так же, как украинский танк Т–84 вряд ли разъедется на узкой дорожке военного экспорта с российским Т–90. То, что "донецко–днепропетровский клан" преимущественно говорит по–русски, не отменяет того, что он работает с российскими партнерами в режиме конкуренции. Тем не менее российские политтехнологи вовсю старались создать светлый образ славянского богатыря Виктора Федоровича, поражающего гидру галицийского национализма. Конечно, при этом были беззастенчиво раздербанены по карманам пиарщиков нереальные суммы денег. Это, без сомнения, было свойственно и "команде обеспечения" Виктора Андреевича. Но в отличие от американского Института демократии москвичи Гельман и Павловский привлекали в качестве "шофера" президента своей страны.
Миф 2. "Прозападный" Ющенко
Позиционирование "кандидата оппозиции" было зеркальным, но от этого не менее топорным. Лидер движения "Наша Украина", если кто не знает, служил премьером при все том же Кучме. И если он корчил из себя искоренителя коррупции, то западным лидерам не мешало бы поинтересоваться, какие успехи были достигнуты им в эту пору. Вместо этого политэксперты могли наблюдать, как рвет и мечет в защиту г–на Ющенко бывший вице–премьер Тимошенко Юлия Владимировна, чья репутация в плане транспарентности и отсутствия конфликта интересов примерно такая же, как моральный облик ее землячек, делающих нелегкий женский бизнес на Ленинградском шоссе г. Москвы.
Для обозревателей газеты Diena сладким нектаром звучали слоганы типа "Украину — в ЕС и НАТО!". Но можно было бы слегка поднапрячься и сообразить, что для этого не хватило бы и всей жизни Виктора Андреевича. Единственным результатом непродуманной риторики Ющенко стало то, что в Москве его стали воспринимать как реального и опасного врага, что повлекло за собой мобилизацию как людских, так и материальных ресурсов. И даже при самом злокачественном их освоении оных ресурсов хватило, чтобы политически закатать экс–премьера в асфальт.
Стоило ли мочить Ющенко — вопрос, безусловно, риторический. Одного того факта, что его поддерживали такие отморозки, как Дмитро Корчиньский (лидер боевиков УНА–УНСО, "солдат удачи" и автор фашизоидного бестселлера "Война в толпе"), хватило бы. Но вот что поражает — неужели блокирование Ющенко с теми, кто осквернял православные храмы, избивал ветеранов войны и активнейшим образом сотрудничал с чеченскими террористами, было таким незаметным для Запада? Без сомнения, истоки можно было бы поискать в происхождении и связях его американской супруги — Екатерины Чумаченко. Но после того, как публично заявивший об этом Михаил Леонтьев проиграл в суде 2525 гривен 50 копеек (стоимость хорошего обеда в хорошем киевском ресторане!), ваш автор вынужден считать семейные дела В. А. Ющенко не исключительно его семейными делами, а рассматривать их с точки зрения теории заговора.
Гораздо убедительнее выглядит версия, в которой обыкновенные постсоветские барыги сумели создать спрос на себя и, выражаясь международным бизнес–сленгом, развести доверчивый Запад на деньги. При этом и были использованы ритуальные заклинания о демократии, борьбе с коррупцией и магистральной дороге в ЕС и НАТО. Однако учения данного альянса со звучными названиями "Казацкая степь" и "Кооператив Посейдон" и без того происходили на Украине при живейшем участии Януковича, и, думается, НАТО от ющенковского проигрыша не много потеряет.
Миф 3. "Расколотая" Украина
Порой можно подумать, что по всей Украине перемещаются как бы махновские армии политических клакеров — то западненцы едут брать Донбасс, то восточники намереваются штурмовать Львiв. Но если смотреть телевизор украинский, то понимаешь, что все–таки эта страна ЕДИНА и центр ее находится в Киеве. Который хоть и был матерью городов русских, но сейчас предпочитает считать себя родиной древнего и гордого племени укров и вообще дал Ющенко гораздо больше голосов, чем его родные Сумы. А вот за Януковича очень активно голосовали в Закарпатье, о которое, в общем–то, разбиваются волны НАТО и ЕС. Киев — средоточие украинской идеи в ее современном варианте, который равноудален как от днепро–донецкого "интеграционного", так и от галицийского "деструктивного" трендов. Киев — один из богатейших городов Восточной Европы — производит и воспроизводит идею самодостаточности Украины. Вне зависимости от того, чей ставленник будет сидеть в резиденции главы государства, это будет НЕЗАВИСИМАЯ Украина, которая обладает для этого как природным, так и людским, как экономическим, так и военным потенциалом.
А еще хлопцы могут обвести вокруг пальца тех, кто рассказывает анекдоты про "хохлов" и считает Украину чем–то неполноценным. Это не просто не так, а совсем не так. И доказательством тому служит парад на Крещатике, который президент России был вынужден смотреть на одной трибуне с автором книги "Украина — не Россия"…