Речь идет о химическом препарате фентанил, который считается одним из сильнейших на сегодняшний день синтетических наркотиков. Его открыли в Бельгии, но латвийскому химику Эдварду Лавриновичу удалось разработать новую технологию получения препарата. "Лавринович начал работать под моим нажимом, — вспоминает в беседе с "Телеграфом" Георг Андреев, в то время главный анестезиолог Латвии. — Нам нужен был фентанил, он более активен и менее токсичен, чем другие препараты". Андреев, однако, сомневается, чтобы препарат мог использоваться при освобождении заложников.

"Когда я услышал, что в "Норд-Осте" применяли фентанил, я был очень удивлен, — говорит он. — Никогда не слышал, чтобы жидкий фентанил можно было использовать в виде газа — только в качестве инъекции". А вот Эдвард Лавринович считает иначе: "Трудно сказать, что могли придумать военные медики, но, например, в качестве аэрозоли — почему бы и нет". Оба наших собеседника сходятся в том, что не стоит на фентанил вешать все грехи. "Это обычный препарат, который до сих пор применяют в медицине, поэтому не следует принимать его за какую- то химическую бомбу", — поясняет Лавринович. "Не важно, применили фентанил или более сильный препарат. Заложники могли умереть лишь по той причине, что им вовремя не была оказана необходимая медицинская помощь", — убежден Андреев.

Остается открытым еще один вопрос: где Россия закупила использованный для освобождения заложников фентанил, тем более что сегодня препарат производят и некоторые фармацевтические фирмы в Латвии? В этом случае вспоминается скандал с литовской компанией Sanitas, которая в свое время была единственным предприятием в СССР, производившим фентанил. Готовый раствор препарата поступал из Риги в цеха Sanitas, где его разливали в миллилитровые ампулы. Но производство фентанила было приостановлено литовцами в 1987 году по решению из Москвы.

С тех пор лишь один раз — в 1993 или 1994 году — на Sanitas было произведено 100 тыс. ампул фентанила по секретному распоряжению министра здравоохранения Литвы: мол, в местных больницах нечем делать анестезию. Директор производства фирмы Sanitas Гедрюс Гудас в телефонном разговоре с "Телеграфом" подтвердил, что в 1990-х годах предприятие выпустило крупную партию лекарства. Он, однако, назвал "полнейшей ерундой" слухи о том, что 100 тыс. ампул ушли не по назначению. "Здесь все серьезно: есть заказчик, есть производитель, который выполняет заказ, что мы и сделали в свое время", — сказал Гудас.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!