из эфира: «Как вы оцениваете события возле Сейма Латвии?».
- С одной стороны, их можно оценивать, как массовое проявление недовольства той политикой, которая проводится властями Латвии. В этом выражается и уровень демократии в стране, и рост политической активности населения. Чувствуется, что эта активность подпитывается и приближающимися выборами в местные органы власти и Европарламент. С другой стороны, я, как и все нормальные люди, осуждаю проявление насилия со стороны собравшихся на Домской площади. Это тревожит: решать проблемы с помощью булыжников и переворачивания автомобилей всегда чревато очень серьезными последствиями.
Если, с учетом полученного вами морского образования, применять морскую же аллегорию, получается: первая часть акции — попытка общего собрания пассажиров, вторая — попытка бунта на корабле?
- Аллегория подходящая, но, продолжая ее, бунт на корабле, да еще в штормовых условиях — смерти подобно.
Как, по-вашему, сколь действенно сработала команда во главе с капитаном, подавляя попытку бунта на корабле?
- Все познается в сравнении. Если сравнивать с аналогичными инцидентами в других странах Европы, то там, к сожалению, протестующие заходили еще дальше, нежели около вашего парламента. Слава Богу, здесь к ночи все затихло, и надеюсь, что беспорядки не возобновятся.
А если сравнить с декабрьскими события во Владивостоке, где для подавления митингов протеста против повышения пошлин на иномарки прибыл подмосковный отряд ОМОНа "Зубр"; 61 человек был задержан?
- Параллель просматривается в том, что и в России есть недовольные некоторыми решениями, принимаемыми властями, и тем положением, котором находятся граждане. Во Владивостоке было задержано вдвое меньше, чем в Риге. Но принципиальное различие заключается в требованиях митингующих.
Да, пассажиры нашего корабля требовали смены капитана и команды, вашего — коррекции некоторых условий пребывания в штормовой море. Так?
- Пожалуй. Кризис носит глобальный характер. Экономика и России, и Латвии — это части мировой экономики. И кризис каждую страну задевает по-разному. Что происходит в Латвии, вы знаете. В России кризис серьезно проявляется в уровне занятости — серьезно растет безработица. Причем, в таких важных отраслях, как металлургия, химическая промышленность, строительство, машиностроение, в очень серьезной ситуации оказались нефтедобывающие компании — налог на добычу полезных ископаемых остался на прежнем, высоком уровне, а мировые цены на нефть упали почти в пять раз.
Дело за шустростью правительства?
- Да, необходимо корректировать налоги, и наше правительство это делает. Определяет дополнительные меры по поддержке производства. И не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Кстати, в прошлом году в России собран весьма приличный урожай зерновых — 100 млн. тонн. Но успех повлек за собой новую проблему — закупку зерна. Поэтому государство направляет очень серьезные суммы на закупку зерна, чтобы производитель не разорился.
Разное отношение к деньгам
Зерно — зерном, но финансовый кризис ударил по банкам. Как в России держат этот удар?
- Выверенными и разумными действиями. Банковский сектор поддерживается за счет государственных средств. В противном случае мог наступить коллапс, и мы получили бы ситуацию во много раз сложнее, чем та, которая в 1998 г. повлекла за собою дефолт. С этой точки зрения, действия латвийских властей по поддержке банка «Парекс» мне вполне понятна.
А мне — не понятна. Персональные ошибки владельцев банка превратились в коллективную ответственность всего населения страны. И ответственность эта выражается колоссальными заимствованиями, за которые придется рассчитываться нашим потомкам. У вас же правительство выделяет конкретным банкам сумасшедшие деньги с целью последующей поддержки конкретных участников рынка. Хорошее дело, кабы не многочисленные факты того, что банки деньги прокручивают, загоняют за кордон, и на этом наживаются. И как тогда спасется финансовая система в вашей стране?
- Государство сумело удержать банковскую систему в рабочем состоянии, сохранить к ней доверие. И на злоупотребления в отдельных банках, получивших государственные средства, сквозь пальцы у нас не смотрят. Необходимые меры по пресечению негодных действий приняты и Центральным банком, и надзирающими структурами, и правоохранительными органами. Государственная банковская политика определена четко — за счет полученных от государства средств кредитовать предприятия.
Это, как раз, то, о чем наш бизнес может только мечтать. Государство латвийское бросило деньги на спасение только одного банка, банковская же система в стране застыла, производителям кредиты получить практически невозможно. Но, если вернуться к российскому «кораблю», по данным председателя Банка России Сергея Игнатьева, чистый отток капитала из страны только в октябре прошлого года составил около $50 млрд. А с августа объем международных валютных резервов России, использованных на поддержание рубля, снизился более чем на $100 млрд., или почти на 20%. Как ваше государство собирается эту негативную тенденцию переломить?
- Начну с того, что среди различных сценариев прогнозирования развития экономической ситуации, Россия рассматривала и негативный. Чтобы иметь соответствующую подушку безопасности, в отличие от многих других стран, при благоприятной международной экономической конъюнктуре, мы заметную часть прибыли резервировали, накапливали. В настоящее время объем золотовалютных резервов России составляет $450 млрд. Заблаговременно созданный Стабилизационный фонд работает. Он, другие инструменты успешно используются для того, чтобы минимизировать влияние кризиса. Но коррекция, безусловно, проводится.
Это вы к тому, кого и как поддерживать?
- Да. Если бизнес не эффективен, и перспектив у него нет, то кризис, вероятно, его поглотит. Если же помощь нужна системообразующему предприятию, то ситуацию на нем государство будет держать на особом контроле, осуществлять поддержку. Таких предприятий по стране порядка полутора тысяч, с очень большим количеством работающих.
Проблемы с финансами в России и Латвии схожи. Газета «Бизнес и Балтия» опубликовала документы, согласно которым МВФ перед предоставлением займа первоначально требовал от Латвии расширение до 15% коридора привязки лата к евро. Это означало бы фактическую девальвацию национальной валюты. Одновременно Центробанк России осуществляет политику «плавной» девальвации рубля, ваша национальная валюта ослабла на 19%. Чистый отток капитала из России по итогам 2008 г. составил $129,9 млрд., на $30млрд. больше, чем прогнозировал Центробанк. По мнению экспертов, уже в ближайшем будущем сальдо торгового баланса России может опуститься до нуля. Как с этой тенденцией борются в вашей стране, ведь при нулевом сальдо торговый оборот между Россией и Латвией в $9 млрд. в 2008 г. останется сладкой сказкой?
- Повторить такой оборот сложно. Прежде всего, потому, что большой составляющей оборота были энергоресурсы при очень высоких мировых ценах на них. Трудно рассчитывать на то, что в ближайшие полгода цены на нефть увеличатся хотя бы до $100 за баррель. Что же касается политики, проводимой Центробанком России, то в существующих условиях реалиям отвечает именно та стратегия, которая им выбрана. Плавным снижением курса рубля воспользуются наши производители: их продукция на внешних рынках станет более конкурентоспособной. При этом обращаю внимание на следующее: руководители России заявили, что государство не допустит, чтобы население страны пережило то, что пришлось пережить в 1998 г. в связи с дефолтом. И, как мы видим, данное обещание поддерживается конкретными мерами в сфере экономики. В частности, в Латвии многие выплаты если не уменьшаются, то заморожены, но в России пока все планы, например, по повышению размера пенсий, зарплат, выполнения других запланированных социальных программ остаются в силе.
Разное отношение к власти
Помнится, ваш премьер Путин на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС говорил, что Россия завершит 2008 г. с ростом ВВП на уровне 6% (нам со своими минус 2% остается лишь завидовать), реальные доходы россиян увеличатся на 7%? Эти прогнозы подтвердились?
- Если говорить о зарплате, она, в среднем, увеличилась на 12%. И пенсии реально выросли на 12%. Рост экономики — около 7%. Но есть и плохие новости. Мы опередили Латвию по уровню инфляции, в России она достигла 13%.
И как на эту инфляцию реагируют «пассажиры» российского «корабля»?
- А как может реагировать народ, когда цены растут? В ладоши не хлопает. Если взять Дальний Восток, куда автомобили завозятся, в основном, из Японии, как реагировать на повышение ввозных пошлин? Вот вам и митинги протеста. Ситуация с инфляцией, конечно, не проста. Конечно, людей волнует, что они купят на рубль, который завтра станет дешевле, чем сегодня, и будет ли адекватной компенсация государства за возникшие издержки. Государство меры принимает. Конечно, доверие этим мерам оказывает не 100% населения страны, но основной настрой людей — власть свои обещания сдержит. И в этом еще одно различие между нашими странами: в России доверие к правительству и президенту сегодня намного выше, чем в Латвии. А это — великое дело. Не будь доверия, выйти из кризиса невозможно. Кстати, до последнего времени монополисты ежегодно увеличивали цены на внутреннем рынке примерно на 25%, чтобы приблизить их к ценам мировым. Теперь же правительство Российской Федерации приняло решение пересмотреть программу формирования тарифов госмонополиями в пользу соблюдения интересов, прежде всего, населения.
Вместе с тем, вполне солидные российские источники пишут, что МВД России прогнозирует бунты и готовится к подавлению беспорядков. Предполагается, что в скором времени могут начаться волнения в субъектах федерации, когда массовые увольнения — по данным экспертов 240 тысяч человек за два месяца — и снижение доходов совпадут с повышением тарифов. Якобы, в ожидании беспорядков приостановлено сокращение численности внутренних войск. Какова ваша оценка?
- Вы озвучили один из самых мрачных прогнозов. Разве разумно что-либо игнорировать только потому, что нам это не нравится? Конечно, нет. Поэтому и самые мрачные прогнозы мы не отбрасываем. Любое правительство должно иметь план действий для любой ситуации. И уж, во всяком случае, в отличие от Латвии, в России не ставится вопрос сокращения зарплат в правоохранительных структурах. Живем мы не на облаке. Не секрет, что есть охотники погреть руки на трудностях, переживаемых государством. Провокаторов везде хватает.
Сайт Kasparov.ru сообщает об акции «Позор России», проводимой, как альтернатива проекту «Имя России». Каспаровцы утверждают, что в их акции лидирует премьер Путин. Какая преследуется этим цель?
- Возможность для оппозиции проявить себя. Те, кому неизвестна полная картина происходящего в России, кричат, что в нашей стране нет демократии. Kasparov.ru фактически эти крики опровергает.
Не опроверг бы посол России в Латвии заместителя председателя правительства России Сергея Иванова, который на заседании Морской коллегии заявил, что «к 2015 году Россия прекратит экспорт любых грузов через порты Прибалтики».
- Вы ссылаетесь на прогноз полугодичной давности. Думаю, что тенденции в мировой экономике, проявившиеся за этот период, дают основания полагать, что прогноз не сбудется.
из эфира: «Признала ли Россия долг перед гражданами бывшего СССР за облигации, распространенные в 1990 г.?».
- Затронут вопрос двухсторонних отношений. Россия не отказывалась от обсуждения этой темы и от поиска решений. Она, тема, является лишь одной из всего пакета финансовых проблем, возникших в связи с распадом СССР. В свое время, со многими бывшими советскими республиками мы эти проблемы решили. Латвия же отказалась их обсуждать. Если со стороны наших латвийских партнеров проявится заинтересованность вернуться к рассмотрению ими же отвергнутого, мы готовы сесть за стол переговоров, естественно, ничего не выдергивая из контекста.
Но вам до этого предлагается еще рассчитаться за ущерб, причиненный советской оккупацией?
- Давайте дождемся официальных претензий. В России ведь тоже умеют считать.
Мы — не враги, враги — не мы!
Зачастую пассажиры относятся к кораблю так, как ведет себя команда, и наоборот. По данным российского аналитического центра Левады, 36% россиян своим главным врагом считают Латвию. Своя статистика у латвийской социологической службы SKDS: 35% опрошенных считают, что Россия представляет угрозу для независимости моего государства. И, как во время шторма быть с одинаковым креном на оба борта?
- Только работой доказывать, что, на самом деле, так быть не должно. Более того, может быть, именно кризис заставит государственных руководителей более прагматично подходить к решению многих проблем. У нас, соседей, есть много чего такого, что может оказать помощь друг другу для выхода из кризиса с наименьшими потерями. Конечно, можно уповать лишь на западные финансовые институты, как на единственный способ борьбы со штормом. Но чем плохо развитие добрососедских отношений? Какой вред принесет укрепление сотрудничество, увеличение товарооборота? Разве бизнес понесет потери, если с обеих сторон будут создаваться условия для его благоприятного развития? Пора принимать давно подготавливаемое соглашение об избежании двойного налогообложения. Пора подписывать соглашение о взаимной защите инвестиций — дать бизнесу государственные гарантии сохранения вложенных кровных. Пора ускоренными темпами реализовывать программу, выработанную на двух последних заседаниях Межправительственной комиссии России и Латвии.
Что ж тогда можете сказать о тормозящемся моей страной облегченном режиме пересечения границы жителями приграничных районов?
- Одних пугают, а другим мешают идеологические штампы. Пора их отбросить в сторону, а на вооружение принять прагматический подход, который позволит снять лишние рогатки для нормального сотрудничества наших стран и соседних народов.
В интервью итальянскому телеканалу RAI президент Медведев говорил, что озабоченности стран Балтии «по поводу якобы существующей угрозы со стороны России — фантомные боли, способ поддерживать политические элиты в таком слегка возбужденном состоянии». Фантомы фантомами, но четыре латвийских евродепутата в компании с шестью из других стран продавили в Европарламенте резолюцию, осуждающую вашу страну за недостаточную политику в области прав человека. Представляющая в Страсбурге Латвию Инесе Вайдере, в связи с этим, сказала: "Эта резолюция — хорошая карта у нас в руках, если Россия в очередной раз попытается обвинить Латвию в нарушении прав человека". Что при таких делах делать с латвийцами и россиянами, считающих друг друга врагами?
- И г-жа Вайдере, и страшащиеся российской «угрозы» — это еще не вся Латвия. Но вспомним август 2008 г., и позицию руководства Латвии относительно событий в Южной Осетии — жесткое осуждение руководства России. А народ Латвии? 32% поддержал необъективную оценку происшедшего. И 32% согласился с российской оценкой. Это говорит о том, что всех людей нельзя подгонять под одну гребенку. То же можно сказать и о политиках. Так вот, я бы хотел, чтобы политиков, сталкивающих народы, было поменьше, а еще лучше — чтобы их не было вообще. А тех, кто народы сближает, внушает им чувство уверенности в добрососедских отношениях, было побольше. Именно в этом ключе я и работаю, как дипломат, представляющий Россию в вашей стране.
И как дипломат Вешняков воспринял июльский доклад в Сейме моего премьера Годманиса о национальной безопасности, где говорится, что Россия по-прежнему представляет для Латвии угрозу, так как стремится сохранить здесь свое политическое влияние?
- Мне известна и несколько иная позиция господина премьер-министра. Мы регулярно встречаемся, последний раз общались перед Новым годом. Из этих встреч я вынес, что г-н Годманис согласен с тем, что кризис вынуждает нас выстраивать более прагматичные отношения, не пугать друг друга и наши народы различными штампами и историческими фантомами. Но не буду скрывать своей настороженности: в некоторых латышских СМИ прозвучало, будто зачинщиками беспорядков у Сейма были русские. Что это? Очередная попытка перевести стрелки перед подготовкой к проведению июньских выборов? Если так, то это крайне опасно, не менее опасно, чем попытка разыграть национальную карту в минувшем августе. Этническая рознь недопустима в любом случае. Надеюсь, что здравомыслящих политиков, тех, кто способен объективно оценивать ситуацию в Латвии, намного больше, чем тех, кто стремится поссорить наши народы. Кстати, то же относится и к журналистам.
Куда ж тогда деваться ежегодного «Глобального индекса миролюбия», составленного организацией Economist Intelligence Unit? Согласно ему, Россия в 2008 г. находилась на 131-м месте в мире по миролюбию, Латвия — на 39-м.
- Если показатель миролюбия зависел от того, что Россия адекватно отреагировала на агрессивные действия Грузии в Южной Осетии, с оценкой Economist Intelligence Unit согласиться не могу. Иные утверждают, что дружить нужно исключительно с так называемыми цивилизованными странами. Так что, после того, как Грузия поступила на Северном Кавказе, ее тоже надо проводить по ведомству «цивилизованных стран»?!
Не без сожаления констатирую: на нашем корабле раздается клич «Полундра!», в отличие от российского, на котором отдана команда «Свистать всех наверх!». Будем надеяться, что выплывем?
- Обязательно! Другого не дано. Но лучше выплывать вместе, и дружно грести в одном направлении.
- Программа «С властью — по-русски» выходит в прямой эфир «Нового радио» каждую среду в 18:00.
- Газетный вариант беседы публикуется в еженедельнике «Вести».