Новый председатель Рижской еврейской общины Аркадий Сухаренко в эфире радио MIX FM 102.7 ответил на вопросы Григоря Зубарева, а также читателей DELFI и радиослушателей.
- Что такое "современное латвийское еврейство"? Ведь во всей Латвии осталось примерно 10 тысяч евреев. Самые умные уехали, а кто остался?

- Да, действительно, по переписи на территории Латвии живут около 10 тысяч евреев. Я не согласен с тем, что самые умные уехали. Уехали разные, также как и остались разные. 10 тысяч на два миллиона — это не много, но, по моему, мы заметны и в политике, и в масс-медиа, и в жизни нашего общества. Считаю что мы приносим пользу этому обществу.

Что такое "современное латвийское еврейство"? Мне кажется — это достаточно умные, интеллектуальные люди, даже более интеллектуальные, чем в других частях мира. Это люди, которые прошли через разные испытания, среди которых испытание выбором — уезжать или нет. Я думаю, у нас есть большой потенциал.

- Г-н Сухаренко, объясните мне, как происходят эти самые выборы главы общины. Среди моих знакомых и родственников (а их немало) нет ни одного, кто бы слышал о них. Короче, кого вы, собственно, представляете? simon

- Я выбран председателем рижского еврейского общества, которое объединяет в себя 16 различных организаций: узники гетто, ветераны войны, 2 культурных общества, больница, еврейская школа и другие. По пропорциональной системе от каждой этой организации были делегаты на выборах. Я попросил, чтобы провели тайное голосование, так как работа предстоит очень непростая. Это решение было трудным, потому, что раньше я ничем подобным не занимался и не был уверен, что мне это нужно. Однако 153 человека из 154 отдали голоса за меня. Одна из моих задач состоит в том, чтобы рассказать про выборы и общину. Наша перспектива в одном: быть вместе и сделать так, чтобы все евреи были сопричастны к жизни общины.

- Фамилия Сухаренко в Риге среди евреев раньше не была на слуху (хотя я в последнее время в Риге только наездами, постоянно жил до 1992 года). Может, появились новые талантливые люди? Сергей Шифман

- Не банковское дело быть на слуху. Я просто принял этот вызов, так как считал, что перемены в общине необходимы. Я поддерживаю любого еврея Латвии, который попытается войти в политику или в государственную структуру. Но для меня было абсолютно неприемлемо, если лидер общины пошел в политику как лидер общины. Вторая причина — надеюсь, что я та фигура, которая сумеет объединить нашу общину и сплотить евреев Латвии.

- Придерживаетесь ли Вы политических взглядов своего предшественника Григория Крупникова (как известно, он Вас рекомендовал)? Почему выборы главы еврейской общины были безальтернативными, всего один кандидат? Кто и как мог стать кандидатом на этот пост?meer

- В том, что Григорий Крупников стал одним из лидеров партии Jauns laiks, я ничего предосудительного не вижу. Главной целью любого человека, который чего-то добился в этой стране, является стабильность государства. Что касается второго вопроса, то я отвечу так: наверное, у моей кандидатуры не было альтернативы.

- В каком банке имеет счет община? И если не "Риетуму", то собирается ли Сухаренко его туда перевести? Кто обслуживает счета еврейской общины? Dondon

- Сегодня счета еврейской общины обслуживает Parekss Banka. Что касается управления собственностью, то мой подход таков: если специалисты Rietumu banka будут лучше других управлять ею в интересах нашей общины, то почему бы и нет? Главная задача состоит в том, чтобы эта собственность управлялась эффективно и приносила достаточный доход. Впрочем, навряд ли это реально. Первое на пути к объединению всех нас — чистота рук и прозрачность. Я постараюсь сделать все достаточно этично и максимально выверено.

Собирается ли община спонсировать перевод книги Климова "Божий народ" на латышский язык? Sintra

- Это первый вопрос, на который у меня нет ответа. Я не знаю этой книги.

- Кто-нибудь обращает внимание на то, что творится на территории памятника на ул. Дзирнаву и Гоголя. На месте разрушенной синагоги местные бомжи устроили туалет, там же рядом распивают спиртные напитки. На территории сквера нет скамеек, отсутствует освещение. Рядом собрались строить АЗС. Будет ли Еврейская община следить за состоянием памятника и порядком? Аbram

- Совсем недавно я увидел фотографию здания синагоги, которое было на этом месте. Это было величественное здание, большая беда, что его больше нет. Само собой, мы обязаны следить за этими местами, собираемся попросить помощь у муниципалитета. Могу заверить, что никакой авто заправки на этом месте не будет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!