Сразу за Рундальским замком асфальт кончился, дальше пошла грунтовка. По обеим сторонам дороги мелькал обычный сельский депрессивный пейзаж — заросшие бурьяном поля и полуразрушенные фермы. Десять лет назад владельцами одной из них и стали Дзинтарс Мацкевич и Алдис Ауза. Зато сейчас крестьянское хозяйство Kazi стало ведущим в Латвии поставщиком белокочанной капусты.
"Мы сидим в помещении бывшей кормокухни, где готовили пищу для свиней, — объясняет Алдис и демонстрирует фотоальбом — летопись развития предприятия. — А в самом свинарнике у нас теперь склад, где хранятся кочаны". Чтобы капуста имела товарный вид вплоть до нового урожая, она должна храниться при определенных температуре и влажности. И хранилище отвечает всем европейским требованиям.

"Почему же вы выбрали именно капусту?" — спрашиваю хозяев. "В этом месте Земгале, а именно в Свитене, глинистые почвы, которые очень нравятся этому овощу. Ее здесь выращивают уже 40 лет, — отвечают Алдис и Дзинтарс. — Мы сами родом из этих мест и, когда ликвидировался колхоз, приобрели за паи здание бывшей свинофермы и землю". Зато теперь фермеры собирают до 130 тонн капусты с гектара, а это больше, чем в Голландии, где урожайность не превышает 100 тонн с гектара. Отсюда и более низкая, чем за границей, себестоимость товара. Поэтому земледельцы хоть сейчас готовы поставлять овощи в Европу и ждут 1 мая, когда будут ликвидированы все таможенные барьеры. Прошлый год выдался особенно урожайным на капусту. Даже нынешней весной в супермаркетах она продавалась по 5 сантимов за кг. Владельцы многих маленьких хозяйств хотели заработать, засадив все свободные площади капустой. Ведь в позапрошлом году цены на нее были высокие. Но условий для последующего хранения урожая у таких крестьян не было. Вот они и использовали под склады даже хлева и силосные ямы. "Вы, горожане, даже не представляете, — замечают мои собеседники, — какие иногда вытаскивают из таких хранилищ кочаны. Они все черные, с них вода течет. Продукт чистят, упаковывают в мешочек и отправляют в города на продажу".

Зато в Kazi, непосредственно на месте, кочаны до сих отпускают по 2 сантима за кг. А в Ригу в торговые сети продукт отдают по цене 2,5 сантима за кг. Земледельцы берут объемами, к тому же имеют холодильники, которые с готовностью продемонстрировали. Даже сейчас, в апреле, овощи выглядят так, словно только что сняты с грядки.

Это непосвященному кажется, что вся капуста одинаковая. Существуют ранние и поздние сорта, предназначенные как для засолки, так и для приготовления щей. Нынче в теплице уже вовсю зеленеет рассада, которую в середине мая высадят на поле. Зато в конце июня — начале июля созреют первый кочаны. А освободившееся место займут саженцы китайской капусты, которая с каждым годом становится все более популярной среди потребителей.

Культура достаточно капризная и требует постоянного внимания. Важно правильно посадить семечко, закупленное в Голландии, точно в центр специальной кассеты, а затем пересадить ростки на поле. "С капустой требуется жить, — считает Дзинтарс, — и смотреть, надо ли ее покормить, не мучают ли посадки мошка, хватает ли ей воды". Забот предостаточно, ведь нынче в хозяйстве запланировано высадить около 2,5 миллиона единиц рассады. Осенью из нее должно вырасти свыше 5 тысяч тонн капусты.

Пока на весну Дзинтарс и Алдис не жалуются. Проливных дождей еще не было, да и особой жары тоже. "Можно было пожелать еще побольше солнца да поменьше тепла", — смеются земледельцы. Вредители еще не появились, даже бабочка–капустница не летает. Ее овощеводы готовы встретить во всеоружии, но нынче средства борьбы с листогрызущими и листососущими жучками и гусеницами стоят дорого, и их концентрация отмеряется в граммах на гектар. К тому же у крестьян есть универсальное природное средство борьбы — зимние холода.

Не боятся овощеводы и конкуренции. "После вступления в ЕС возрастут требования к качеству продукта, — утверждает Дзинтарс. — Уже никто не сможет хранить капусту в буртах". А в соперничестве всегда выиграет тот, кто сможет выдать наилучшее качество.

Две трети урожая продается в свежем виде, остальную часть закупают фирмы, занимающиеся переработкой, главным образом квашением. Так как своего автотранспорта в хозяйстве пока недостаточно, хозяйство Kazi скооперировалось с хозяйством Ezerkaulini. Вдобавок с каким–то одним продуктом выходить в супермаркеты нерентабельно, требуется широкий ассортимент. Его и выдает к. х. Ezerkaulini. Вместе с фирменными продуктами хозяйства — салатом, морковкой, луком и т. д. — капуста и попадает в торговые сети, например VP Market. Но овощи из Свитене через другого посредника в прошлые годы экспортировались и за границу — в Россию и Эстонию. В будущем земледельцы очень заинтересованы в литовском рынке. И через сеть VP Market после 1 мая латвийская капуста наверняка попадет к южному соседу. Оказывается, наши овощеводы способны быстрее реагировать на требования рынка, чем литовцы, выдавая лучший продукт.

"Что же будет после 1 мая?" — спрашиваю земледельцев. В ответ они только смеются. "Даже таможенники не знают, что их ожидает, — отвечает Алдис. — Какие будут налоги, какой будет порядок ввоза и вывоза? Что уж говорить о нас. Да, деньги из европейских фондов мы с готовностью возьмем, но пока не разработан порядок их получения". Можно строить только прогнозы, официальной информации нет никакой. Скорее всего, процедура будет аналогична той, которая применялась во время распределения денег программы SAPARD. За эти средства в Kaњi была построена теплица. Вначале надо было составить бизнес–план. В Риге есть соответствующие фирмы, но они мало помогают. Ведь если план утверждали, то крестьянин вкладывал в строительство собственные деньги или брал банковский кредит. По окончании работ приезжала приемная комиссия. Если все требования проекта были соблюдены, только тогда чиновники из Фонда поддержки сельского хозяйства выдавали разрешение на получение европейских денег, за счет которых крестьянин погашал долги.

С погектарными субсидиями в размере 50 латов, которые до недавнего времени выделяло Министерство земледелия, овощеводам придется расстаться. В Европейском союзе такая форма поддержки для крестьян, специализирующихся на выращивании капусты или салата, не практикуется. За посеянные гектары платят только тем, кто выращивает зерно. Может быть, какие–то деньги и будут давать, но за что конкретно, рижские чиновники селянам так и не разъяснили. Не готовы также и правила, по которым будет проходить евросертификация. В Министерстве земледелия только недавно сочинили требования к животноводам, до растениеводов еще очередь не дошла. Но к прибытию комиссаров из ЕС в Свитене относятся спокойно, считая, что и их хозяйство, и сама капуста вполне соответствуют самым жестким евростандартам. "Нашему уровню модернизации может позавидовать западный фермер", — считают мои собеседники. Если картошку считают вторым хлебом, то белокочанная капуста вполне может претендовать на звание третьего хлеба. Однако покупатели все больше предпочитают другие виды этого овоща, например китайскую капусту. Это значит, что Алдис Ауза и Дзинтарс Мацкевич, чтобы удержаться на рынке, должны постоянно учиться и быть в курсе современных агротехнологий.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!