"Рука Москвы" — образ, пожалуй, наиболее часто используемый пропагандой стран Балтии, чтобы попугать несведущего обывателя. Фредди Крюгер на этом фоне просто отдыхает.
Вмешательством вездесущей конечности принято объяснять все беды. В этот раз на неумелой подтасовке фактов попалась влиятельнейшая газета Литвы — "Летувос Ритас".

Щупальца "медведя" и миллионы долларов

Чтобы разговор был более предметным, для начала приведем несколько цитат из статьи, опубликованной в этом издании в минувший четверг. Заголовок у материала — "Тайные щупальца Москвы не отпускают Литву" — очень напоминает риторику прессы времен "холодной войны".

Дипломаты, предприниматели, журналисты — это только несколько масок, прикрываясь которыми, на территории Литвы работают агенты с Востока. "Недавно начавший свою деятельность в нашей стране отдел российского канала ОРТ особенно интересуется военными объектами. Думаю, у них есть очень конкретное задание", — такими подозрениями поделился с "Летувос Ритас" министр обороны Гедиминас Киркилас. Министр напомнил, что недавно несколько дней подряд с ним пытались связаться журналисты ОРТ, однако о теме разговора они могли сказать лишь одно — их якобы интересует увеличение контингента наших солдат в Афганистане. "Почему они интересуются именно этим?" — задается вопросом Гедиминас Киркилас. В прошлом году на встрече с российскими дипломатами Владимир Путин подчеркнул, что уже настало время создавать мощные информационные и культурные центры, которые помогли бы объединить русскую диаспору. Долго ждать не пришлось: вскоре в России была создана межведомственная комиссия по формированию информационной политики в зарубежных странах. В прошлом году на формирование такой политики в странах Балтии, по данных литовских спецслужб, было выделено 5,5 миллиона долларов США, в этом году планируется выделить почти на миллион больше.

Результаты такой программы также не замедлили появиться. В прошлом году российский канал ОРТ начал создавать программы, предназначенные для аудитории соотечественников в Балтийских странах. Прошлой весной в эфир начала выходить информационная программа "Латвийское время", а в августе появилось и "Литовское время".

Что такое хорошая информация

Ну и что же из всего этого следует? Работники спецслужб при работе с информацией следуют основному правилу: полное отсутствие сведений лучше, нежели наличие сведений неверных.

Конечно, можно сколь угодно изображать компетентность. Но если твоя осведомленность оставляет желать лучшего, то рано или поздно ты прокалываешься. Вот и министр обороны Литвы вспомнил ОРТ, телеканал, не существующий уже два года. Как известно, вместо ОРТ на Россию уже давно вещает Первый канал. С другой стороны, конечно, можно порадоваться, что министр не объявил о присутствии в стране агентов Гостелерадио СССР.

Более того, газета, с мнением которой принято считаться в Литве, тоже продемонстрировала некомпетентность, приписав создание телевизионных передач "Латвийское время" и "Литовское время" все тому же несуществующему каналу ОРТ. Кстати, и для самого министра Киркиласа было открытием, что эти передачи создаются фирмой со 100-процентным латвийским капиталом — "Первым Балтийским каналом" (ПБК).

Репутация — объективность

Впрочем, в Литве новостная программа ПБК выходит сравнительно недавно — всего пятый месяц. В Латвии такая же программа — "Латвийское время" — уже больше года пользуется общественным признанием, в том числе среди среди политиков. И искать в новостных сюжетах руку Москвы никому не приходит в голову.

Даже политики правого толка признают, что программе "Латвийского времени" присуща объективность. Бывший министр образования Карлис Шадурскис, который не раз подвергался критике за реформу образования, подтвердил, что наши тележурналисты никогда не давали одностороннюю информацию, но всегда выслушивали и его мнение.

В поддержку канала высказались и более умеренные латвийские политики. К примеру, министр сообщений Айнарс Шлесерс (ЛПП) отметил, что события, связанные с его деятельностью, отражались профессионально и открыто. Похожее мнение высказала и министр юстиции Солвита Аболтиня, которая отметила, что ПБК всегда старается объяснить, почему принимается тот или иной закон.

Кстати, на территории Латвии вещают телеканалы, которые, в отличие от ПБК, получают финансирование из-за границы. Однако, по словам программного директора TV5 Гунты Лидаки, никому не приходит в голову называть телеканал TV3 шведской рукой…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!