В последнее время все чаще приходится слышать весьма самокритичные высказывания руководителей нашей страны о латышском народе. То президент Банка Латвии Римшевич, то сам премьер Домбровскис вдруг заявят, что, дескать, мы, латыши, не имеем большого опыта в финансовой и банковской деятельности, а также в сложных экономических вопросах. Оттого и происходят все наши нынешние беды и кризис. Но вот чего нельзя отнять у латышей, так это их высокой культуры. Культура латышского народа — точно на мировом уровне.

А кто спорит? Тем более, что латышская культура постоянно о себе напоминает. Не дает забыть. Например, в конце прошлого года Бюро по борьбе с коррупцией возбудило дела против двух великих деятелей культуры — директора театра Dailes Айвара Линиса и директора Национального театра Ояра Рубениса. Эти замечательные деятели национальной культуры учинили друг другу консультации. Директор театра Dailes проконсультировал директора Национального театра, а тот в свою очередь дал ответную консультацию своему коллеге.

За эти благородные консультации оба театра заплатили из государственных средств по 2 тысячи латов. Театр Dailes заплатил в карман директора Национального театра, а Национальный театр — в карман директора театра Dailes. И тема консультаций между двумя деятелями латвийской культуры была в наших кризисных условиях просто животрепещущей: организация системы оплаты труда в театре в условиях кризиса. Даже в чувстве юмора нашим директорам театров не откажешь…

А на прошлой неделе радостная весть пришла из агентства "Государственные культурные информационные системы". Это агентство объявило семь конкурсов, в которых победили аж шесть его же работников. Таким образом эти очень культурные государственные работники получили право администрировать два проекта стоимостью в 5,5 млн. латов. А заработная плата этих чудесных администраторов на три года составит от 11000 до 39000 латов. Правда, молодцы? А сколько еще денег из этих 5,5 миллиона разойдется по карманам их друзей и родственников, которым они раздадут заказы… А какие там будут откаты… Процветает латышская культура!

Впрочем, не только культура у нас процветает в суровые годы всеобщей экономии. Вот уже второй месяц бухгалтеры коммерческих предприятий ломают головы над новым налогом на использование служебных автомобилей в личных целях. Этот налог нам правительство измыслило в конце прошлого года. Оно намеревается собрать за год на нем 40 миллионов латов.

То есть если твой автомобиль, товарищ бизнесмен, записан не на тебя лично, а на фирму, то по личным делам ты на нем уже бесплатно не съездишь. А если съездишь, придется заплатить налог государству. Небольшой, правда, — 40 латиков в месяц. Но платить придется. Коммерсанты сейчас строят предположения, каким образом государство сможет узнать, куда и с какой целью они едут. Будут ли полицейские их караулить по утрам у собственного дома? Или будут отлавливать по выходным у ресторанов?

Ну и потом: что будет, если поймали меня, скажем, на "рабочей" машине утром у дома. А я им под нос — бумагу, где написано, что у меня дома — филиал офиса и я там работаю по ночам. Кстати, лично я очень часто работаю дома по ночам. А если поймают меня в воскресенье у бани, то я им под нос — проект договора с партнером, с которым я по воскресеньям как раз в бане и заключаю выгодные сделки? Разве так не бывает? Если им нужны от нас такие бумаги, мы их запросто нарисуем и будем возить с собой.

Однако не волнуйтесь, господа коммерсанты, не для вас этот закон писался. Этот закон писался для самих же чиновников. Понимаете, изначально для чиновников существует такой "Закон о конфликте интересов", в котором строго записано, что должностные лица не имеют права использовать служебные машины в личных нуждах. А они — используют. И по магазинам-ресторанам на служебных авто разъезжают, и в школу своих детей возят. А сейчас в условиях экономии зловредная пресса их может за таким незаконным делом подловить. Министра внутренних дел Линду Мурниеце уже поймали и сфотографировали. Деток она в школу везла на оперативной машине.

Вот для таких-то целей и придумали новый налог. Мурниеце первой заявила, что будет платить этот налог с радостью и возить своих детей в школу на законных основаниях. А пять наших министров его уже заплатили и торжественно об этом объявили. Теперь им катайся — не хочу: хоть в баню, хоть к теще в провинцию. Всего-то 40 латов "налога" в месяц, и служебная машина твоя! Причем 23 лата из этих сорока платит министр из своего кармана, а остальные 17 — его работодатель, то есть государство. То есть мы с вами, дорогие налогоплательщики!

Последние 17 латов меня особенно умилили. То есть, я плачу сначала налоги на содержание наших министров и всей их канцелярии, оплачиваю покупку их служебных автомобилей. А потом из моих же налогов они отчисляют по 17 латов в месяц налогу за то, чтобы пользоваться купленными на мои налоги авто в личных целях. Даже эту малую сумму они не хотят оплатить из своих карманных денег…

Вы знаете, какое слово приходит мне в голову при виде этого чиновничьего праздника жизни? Недавно показывали, что происходило на Гаити после катастрофического землетрясения. Поразительная картина: иностранные спасатели, рискуя жизнью, вытаскивают из-под завалов убитых и раненных, горе, слезы, стоны. Международные гуманитарные организации изо всех сил пытаются помочь местному населению продуктами питания, одеждой, одеялами…

И тут же носятся банды аборигенов-мародеров, которые грабят магазины, дома, тащат все, что можно еще утащить. Вырывают из рук спасателей ту же самую международную гуманитарную помощь и волокут ее на базар… Так вот, и "культурное процветание", и "автомобильные хитрости", и прочие милые способы наших чиновников обустроить свой личный "хуторок" в разоренной ими же стране, и веселый разгул гаитянских банд на руинах землетрясения определяется одним и тем же словом: "мародерство"!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!