Времена независимости национального государства Латвии можно официально считать закончившимися. Всем спасибо. Как и в прошлый раз, в 20-40-х годах, латвийская политическая элита выдержала только 20 лет.

Свобода решений и ответственность, неожиданно свалившиеся на их головы после развала Союза, их явно тяготила, и в последующие годы они  делали все возможное для того, чтобы от нее как можно быстрее избавиться.  Это было видно  по формулировкам  стратегических целей существования латвийского государства  в  90е годы. Главные из них — вступление в НАТО и ЕС, лишали Латвию значительной  части независимости, но зато снимали с политической элиты значительную часть ответственности. Когда все произошло, представители власти  с наслаждением начали говорить о том, что принимаемые решения в рамках этих организаций нужно воспринимать как стихийное бедствие, на которое нельзя повлиять, а можно только страдая выполнять.  

После вступления в ЕС и НАТО латвийская политическая элита так и не смогла сформулировать цели дальнейшего существования латвийского государства. Их поведение явно напоминало судьбу последователей секты «Белое братство», которые объявили точную дату конца света и с намыленной шеей намеревались его встречать. А когда конец света не наступил, они пребывали  в полной расстеряности и так и не смогли сформулировать новые цели существования своей организации.

В гражданском праве есть такое понятие, как признание недееспособным.  Таковым может быть признан человек, плохо воспринимающий действительность, который не способен в силу своего психического состояния адекватно принимать  решения.  Ему назначается попечитель.  Для Латвии этот процесс перешел в завершающую стадию. Налицо признание недееспособности латвийской политической элиты и введение внешнего управления.  Во время кризиса неадекватность прогрессировала настолько,  что попечители вынуждены принять решение о необходимости замотать пациента в смирительную рубашку, дабы он сам себе не навредил. 

Если посмотреть, какие сферы правительство контролирует без внешнего попечительства, то таких насчитывается мало. Военная сфера одной из первых перешла под контроль международной администрации  в виде НАТО. Военные миссии в Афганистане и Косово даже не обсуждаются. Приказы для Латвии по военному короткие и точные. Явиться такого-то числа во столько-то, с собой иметь солдат две сотни и финансовое довольствие в таком-то размере. Задаваться воросами незачем и излишне, это вопросы уже решены умными экспертами и политиками за пределами государства, а Латвии уготована роль верного безголосого оруженосца Санчо Пансы.

Внешняя политика уже давно и прочно, как курс лата к евро, привязана к американской внешней политике. Яркое проявление этого принципиального колебания вместе с генеральной линией госдепартамента можно было наблюдать во время войны в Ираке. Прогноз дальнейшего  поведения латвийского МИДа прост как ладонь, и не надо гадать на магическом шаре,  чтобы понять, что приоритеты латвийской внешней политики в связи со сменой американской администрации в ближайшее время поменяются.  

Экономическое законодательство, стандарты и квоты уже давно регулируется на уровне Брюсселя. Латвийские министры участвуют в обсуждении судьбоносных решений, но скорее в роли вьетнамского космонавта из старого советского анекдота про совместный  космический полет, после которого  спрашивали, почему у него руки в синяках. Тот отвечал, что советские товарищи били его порукам и говорили: «Ничего, гад, не трогай!».  Они и не трогают и тихо сидят на заседаниях совета министров ЕС. А потом всплывают сюрпризы, за которые приходится платить нашим предпринимателям и налогоплательщикам. Причем в последствии часто выясняется, что  ЕС специально нам не хотел навредить, просто его представителей никто не информировал о нашей специфической ситуации.

В результате кризиса под внешнее управление переходят также формирование бюджета и налоги. Эксперты МВФ уже устраиваются в Латвии надолго. Пул кредиторов в ближайшее время начнет формировать рамки будущих экономических ориентиров страны. Ликвидация национальной валюты назначена на 2012-2013 годы. В частном сфере завершен процесс перехода крупных предприятий и банковского сектора в руки иностранных инвесторов. Уже в ближашее время они начнут формирование новых политических сил, которые будут представлять их интересы.Те, в свою очередь, начнут зачистку государственного управления от политических представителей обанкротившихся местных экономических групировок.

Если так пойдет, то под национальным управлением  в ближайшее время останется лишь  праздник песни, языковая инспекция, да  музей оккуппации. А местные правители уже сейчас вживаются в роль управляющего поместьем при немецком бароне. Который во всем с бароном соглашается или  молчит, а потом на заднем дворе поносит  его тупость и самодурство.

Хорошо или плохо внешнее управление, —  это ответить однозначно сложно, возможно, на каком-то этапе оно будет все же лучше, чем правление зачастую неадекватных и некомпетентых кадров. Однако, в долгосрочной перспективе, нужно помнить, что интересы этого региона международных экспертов и  иностранные правительства   трогают лишь потому, что здесь находятся  геополитические интересы их стран и капиталы их инвесторов. Проблемы людей, здесь живущих, их не особо волнуют.

Для существования независимого государства нужна воля и умение им управлять. Необходимы мудрость, компетентность и стратегическое виденье. Если формально государство существует, а реально от него осталась одна внешняя оболочка и функции управления им уже давно отданы внешним администраторам, то  тогда незачем  изображать голландский сыр и вводить в заблуждение себя и других.   Его просто нет. Профукали…


Юрий Соколовский, депутат 9-го Сейма от ЗаПЧЕЛ. Сопредседатель правления ЗаПЧЕЛ.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !