Латышская версия DELFI публикует серию статей, посвященных причинам, по которым латвийская экономика оказалась в глубоком кризисе. Ниже — сокращенный перевод первой статьи, посвященной "раскормленному" бюджету.
О неэффективном управлении и раскормленном бюджете
В течение трех лет доходы госбюджета выросли более чем вдвое, с 3,199 млрд. латов в 2005 году до 6,553 млрд. — в прошлом. В этом году прогноз по доходам более скромный, однако он по-прежнему на 60% выше, чем в 2005 году. Вместе с доходами вырос и объем средств, выплаченных из бюджета в виде зарплат. Средний рост зарплаты в стране (+65%) все же обогнал инфляцию (+38%).
При том, что удельный вес зарплат в бюджете существенно не изменился, объемы зарплат в общественном секторе выросли заметно — с 203 латов на руки в 2005 году до 410 латов в середине прошлого года. Прожиточный минимум, между тем, вырос с 105,4 латов до 168 латов (декабрь 2008 года). При этом три года назад на зарплаты из бюджета было потрачено около 768 млн. латов (24% от общих доходов), тогда как в 2008-м на зарплаты пошло уже 1,655 млрд. латов (25,5%).
Заметно выросли расходы социального бюджета — на 2009 году они запланированы в размере 1 484,4 млн. латов, в прошлом году — 1 219,4 млн. латов, тогда как в 2005 году — около 668,842 млн. латов. На рост повлияло увеличение размера пособий и индексация пенсий.
Начиная с 2005 года после нескольких акций протеста были достигнуты договоренности о росте зарплате учителей, врачей, полицейских и работников культуры. Но в то же время вырос и бюрократический аппарат, который находится на содержании госбюджета. Бюрократия в Латвии стала одной из самых больших в Европе — в госуправлении занято почти 4% экономически активного населения.
В 2007 году, по данным Минфина, в 206 учреждениях числилось 40 470 чиновников и сотрудников, в прошлом году в 215 учреждениях трудилось 45 570 человек (в эти цифры не включены педагоги, полицейские, пожарные, пограничники и сотрудники управления мест заключения). В конце прошлого года в госучреждениях было уже 64 000 рабочих мест. После сокращения доходов в бюджет и пессимистичных прогнозов на 2009 год правительство затянуло пояса и сократило количество штатных мест на 5900, сократив при этом зарплаты до 89% от уровня 2009 года. Однако и это заметно больше, чем в 2005 году.
Во время премьерства Айгара Калвитиса (2004-2007) был подписан ряд соглашений с различными профсоюзами о постепенном повышении зарплат. В частности, было подписано соглашение, согласно которому врачам, медсестрам и другим сотрудникам системы здравоохранения зарплаты будут увеличены в течение ближайших пяти лет. Согласно договору, зарплаты должны повышаться каждый год с учетом средней зарплаты работников общественного сектора и конкретного коэффициента.
Правда, уже в прошлом году медикам пришлось признать, что правительство не выполняет договоренности в том объеме, как рассчитывали врачи и медсестры. При расчете добавки к зарплате учитывался средний уровень зарплат на момент подписания соглашения. Поскольку зарплаты в стране росли очень быстро, уже в прошлом году стал формироваться разрыв между тем, что было обещано в соглашении между правительством и профсоюзами и тем, что врачи и медсестры получали на самом деле.
Эксперты: государство не умеет "резать"
По мнению многих экспертов, механическое сокращение расходов на 15% неприемлимо. С критикой этого подхода выступила, в частности, Госконтролер Ингуна Судраба.
Экономист Альф Ванагс полагает, что правительство просто пытается "сэкономить по всем фронтам". "Правительство опасается, что доходы бюджета могут оказаться меньше, чем те, что были заложены в его основу. В этом случае они должны быть готовы сокращать расходы и дальше, более чем на 10-15%". В то же время, по словам Ванагса, сокращения следовало бы дифференцировать. Однако "для того, чтобы сделать это рационально, нужны время и компетентность. Времени нет, и я сомневаюсь, что достаточночно компетенции. Поэтому проще механически срезать всем".
Экономист Балтийского международного центра изучения экономической политики Вячеслав Домбровский отмечает, что суть программы стабилизации макроэкономики в том, чтобы и цены, и зарплаты снизились до уровня, соответствующего экономической ситуации.
Член совета инвестиционной и консалтинговой компании Prudentia Гинтс Рунгайнис считает, что у страны нет другого пути, кроме экономии. Однако он полагает, что в отдельных отраслях зарплаты можно было бы не снижать — в частности, в здравоохранении и структурах безопасности, а также системе образования, где к сокращениям стоило бы подойти более выборочно.
В общем, эксперты полагают, что государство должно изучить эффективность системы управления и исходя из этого подойти к вопросу зарплат. В данный момент, по словам Рунгайниса, госаппарат не в состоянии работать эффективно: агентства и министерства дублируют друг друга, система закупок работает непрактично, и т.д. Эксперт полагает, что именно реформа госуправления — первое, что нужно сделать ради спасения экономики.
(Публикуется в сокращении)