Foto: Reuters/Scanpix
Немецкий комик Ян Бемерман, прочитавший в телеэфире неприличное стихотворение про президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, помещен под защиту полиции. За домом Бемермана установлено наблюдение: перед входом дежурит полицейская машина.

Ранее Реджеп Эрдоган подал на Бемермана заявление в немецкие правоохранительные органы, потребовав привлечь комика к ответственности за оскорбление. Прокуратура Германии уже начала проверку в отношении Яна Бемермана. Ее итоги огласят в течение нескольких дней.

31 марта в ночном эфире развлекательной программы Neo Magazin Royale цифрового телеканала ZDFneo, аудиторией которого является молодежь, популярный немецкий ведущий Ян Бемерман продекламировал стихотворение "Оскорбительная критика" о Реджепе Тайипе Эрдогане.

При этом сам шоумен подчеркнул, что хочет продемонстрировать турецкому президенту, где проходит грань между допустимой сатирой и оскорбительной критикой, которая по немецким законам подпадает под запрет.

Стихотворение целый ряд прямых оскорблений. Турецкому лидеру приписывались склонности к зоофилии, просмотру детской порнографии, содержались другие злобные высказывания.

Такую необходимость Бемерман объяснил скандалом, разразившимся в середине марта в связи с выходом в эфир в программе extra3 другого общественно-правового телеканала Германии NDR двухминутной сатирической песни об Эрдогане.

Через некоторое время после демонстрации сюжета газета Bild сообщила, что в адрес Бемермана начали поступать угрозы. А турецкие власти вызвали в МИД немецкого посла в Анкаре, чтобы выразить ему свое недовольство содержанием песни.

В ФРГ этот демарш вызвал волну возмущения: сатира здесь является привычной составляющей политической жизни и показателем свободы слова, а действия Турции восприняли как попытку ее ограничения и вмешательства во внутренние дела страны.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель поспешила дистанцироваться от сатиры Бемермана, назвав стихотворение в адрес Эрдогана "намерено оскорбительным текстом". По всей видимости, Меркель надеялась сгладить зарождающийся конфликт, который сейчас совершенно не нужен немецкому правительству. Ведь Турция является важнейшим партнером ЕС в вопросе ограничения потока беженцев в Европу.

Однако старания Меркель не принесли результата. 10 апреля правительство Турции потребовало от Германии начать уголовное преследование в отношении телеведущего.

Здесь настал черед большой политики. Дело в том, что в немецком уголовном кодексе есть статья "Оскорбление госорганов и официальных представителей иностранного государства". Однако для того, чтобы начать следствие по ней, прокуратуре нужно разрешение от правительства ФРГ. Официальный Берлин должен объявить о своем решении в ближайшие дни, но уже сейчас политическая дилемма, перед которой он оказался, вызвала оживленную дискуссию в Германии и за ее пределами.

Глава медиаконцерна Axel Springer Маттиас Депфнер встал на сторону Бемермана и назвал его стихотворение "произведением искусства". Оскорбительный характер и был его сутью, а немецкому правительству не стоит делать "реверансов" в сторону Эрдогана, написал Депфнер в открытом письме.

Историк Хубертус Кнабе, управляющий берлинским мемориальным комплексом в память о жертвах гэдээровского режима, убежден: уголовное преследование сатириков имеет место лишь "в диктатурах или в странах, которые находятся на пути к диктатуре".

Зато председатель Союза журналистов Германии (DJV) Франк Юбераль полагает, что проверка прокуратурой содержания стихотворения Бемермана будет вполне нормальным шагом. "На турецкую провокацию Бемерман отреагировал не менее необдуманной провокацией", — отметил Юбераль.

Особую позицию в этом вопросе заняла премьер-министр федеральной земли Саар Аннегрет Крамп-Карренбауэр. С одной стороны, она подчеркнула, что выступление телеведущего "совершенно точно выходит за рамки хорошего вкуса". А с другой — фактически открыто поддержала Бемермана, похвалив его за вклад в развитие "смелых и демократически ориентированных СМИ".

Инцидент с претензиями Эрдогана к Бемерману — не первый подобный случай в истории Германии. В последний раз глава иностранного государства требовал уголовного преследования обидчиков по той же статье в 1967 году. Тогда во время визита иранского шаха в ФРГ студенты держали в руках плакаты с надписью "Персия — концлагерь". Однако правительству Западной Германии удалось убедить шаха отозвать свое требование.

Но пока не похоже, что нынешняя ситуация разрешится столь же быстро и просто. 11 марта в прокуратуру Майнца, где находится штаб-квартира телеканала ZDF, поступил иск лично от Реджепа Тайипа Эрдогана, требующего наказать сатирика за оскорбление. А это означает, что если даже правительство ФРГ откажется инициировать расследование по 103-й статье уголовного кодекса, следователи все равно могут начать проверку в отношении Бемермана. Изменится лишь статья.

103-я статья предусматривает наказание от денежного штрафа до трех лет лишения свободы. Максимальное наказание по 185-й статье УК ФРГ — денежный штраф или год тюрьмы. В этом случае Эрдоган выступит в роли "обычного" гражданина, а не главы иностранного государства. Впрочем, о наказании говорить пока рано — дойдет ли дело до суда, зависит от результатов следственной проверки.

Свобода слова является одним из самых активно защищаемых прав в Германии. Также стало известно, что продюсерская компания, готовящая к эфиру Neo Magazin Royale с Яном Бемерманом, отказалась от следующего выпуска программы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!