Foto: RIA Novosti/Scanpix
Актер Донатас Банионис и дирижер Саулюс Сондецкис не сотрудничали с КГБ, сообщил председатель Люстрационной комиссии Литвы Альгимантас Урмонас. К такому выводу эксперты пришли в ходе расследования, не обнаружив "объективной стороны нарушений", отмечает агентство BNS.

В январе Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы заявил, что литовский актер и дирижер в эпоху СССР были внесены в журнал агентов КГБ. По мнению историков, материалы необходимо оценивать с прочими историческими источниками, поскольку в журнале личных архивных дел КГБ присутствуют неточности.

Нельзя утверждать, что Саулюс Сондецкис и Донатас Банионис сотрудничали с КГБ, сказал для LRT.lt председатель Комиссии по люстрации Альгимантас Урмонас, после того как комиссия рассмотрела документы, представленные Литовским центром геноцида жителей и сопротивления (ЛЦГЖС).

"Межведомственная комиссия по оценке пособничества спецслужбам бывшего СССР не может признать, что граждане Литвы Саулюс Сондецкис и Донатас Банионис были тайными сотрудниками КГБ", — сказано в документе, который представили близким Сондецкиса и Баниониса.

Председатель Комиссии по люстрации Урмонас подтвердил, что комиссия постановила, что Сондецкис и Банионис не сотрудничали с КГБ. "ЛЦГЖС объявил, нацепил ярлык, подозревают в сотрудничестве. Ярлык есть, есть подозрения для стигматизации, это вызвало всякие черные мысли, а наша комиссия постановила, что это нельзя утверждать, нельзя утверждать, что они сотрудничали, таких данных нет. А источники данных, которые есть у ЛЦГЖС, разные, например, провокации", — сказал Урмонас, заметив, что вывод этой комиссии может быть использован в суде, если такой будет.

По мнению Урмонаса, ЛЦГЖС перед тем, как объявлять о сотрудничестве должен был обращаться в Комиссию по люстрации. "Поступили безответственно. Я считаю, надо было сначала обратиться в комиссию. Сейчас развешивают эти подозрения как игрушки на судьбы людей, а ведь у людей есть дети, внуки. правовом государстве такого не должно быть", — сказал Урмонас.

Директор ЛЦГЖС Тересе Бураускайте уверяет, что объявленные центром данные не носят оценочный характер. "Мы объявляем документы, но никакие вердикты не выносим. Обсуждения и выводы — дело Комиссии по люстрации. Почему-то думают, что если мы дали документ, то это уже решение. Документ — это документ… А то, что обратились, и они признали, что не сотрудничали — это очень хорошо", — сказала Бураускайте, заметив, что ЛЦГЖС выполняет законы.

"У людей есть гражданское право обращаться в суд, тогда посмотрим, что скажет суд. Их фамилии — всего лишь запись в журнале… Этот документ есть в особом архиве, пользоваться им и видеть фамилии могут все", — сказала специалист.

После решения комиссии близкие Баниониса и Сондецкиса получили возможность обратиться в суд по поводу предполагаемого оскорбления чести и достоинства.

Сын Сондецкиса Саулюс Сондецкис младший сказал LRT.lt, что не исключает возможности обращения в суд, но пока еще этого не сделал. "И без выводов комиссии по люстрации мы бы выиграли это дело в суде. Во-первых, мой отец и Банионис уже ушли из жизни — люди не могут защитить себя сами, это нарушение Венской конвенции", — сказал Сондецкис-младший.

"Надо подумать, что можно сделать, надо посоветоваться с сыном Сондецкиса, другими близкими. Но эта новость, конечно, не удивила, удивила прежняя информация о сотрудничестве", — сказал сын Баниониса Раймундас.

Бывшая глава ЛЦГЖС историк Даля Куодите сказала LRT.lt, что в случае с Банионисом и Сондецкисом ЛЦГЖС поступил непрофессионально, поскольку руководствовался частью документов. Кроме того, историк сомневается, что регистрационный журнал агентов КГБ может быть надежным документом. Но, по словам собеседницы, информация ЛЦГЖС и решение Комиссии по люстрации обладают похожей юридической силой.

"Я думаю, близким (Сонцедкиса, Баниониса) возможно нужно было это решение, чтобы были аргументы в пользу своей версии", — сказала собеседница.

Историк Арвидас Анушаускас удивлен решением Комиссии по люстрации. "Раньше Комиссия по люстрации рассматривала случаи живых людей. В отношении покойных решения не принимались, поскольку их нельзя вызвать в качестве свидетелей. Мне такие заочные решения кажутся странными, когда знаешь, что это неисчерпывающая информация", — сказал Анушаускас.

По его словам, решение Комиссии по люстрации имеющиеся данные не изменит. "Никакая комиссия документы изменить не может. Только личные свидетельства людей могут подействовать на содержание документа так, чтобы фамилию человека вычеркнули. Но если это не было сделано своевременно, фамилии остаются", — заметил историк.

Люстрационная комиссия Литвы оценивает деятельность лиц, тайно сотрудничавших со спецслужбами бывшего СССР. Документы КГБ в Литве публикуются с 2011 года.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!