Foto: Reuters/Scanpix
Власти Литвы обсуждают, предавать ли гласности имена лиц, которые признались, что тайно сотрудничали с советскими спецслужбами. Возможность предать гласности державшиеся 15 лет под грифом "секретно" данные рассматривал политический совет правящей коалиции.

Об этом пишет русская версия литовского портала Delfi. 

"Мы обсудили вопрос секретности в отношении работавших с КГБ людей, поскольку прошло уже 15 лет, и, возможно, пришло уже время не продлевать эту секретность, и можно будет дать обществу открыто ознакомиться", - говорил после последнего заседания политсовета журналистам премьер Альгирдас Буткявичюс.

Это подтвердил и лидер партии "Порядок и справедливость" Роландас Паксас.

"Есть установленный срок, после которого можно либо продлить срок, либо держать под секретом, либо предать гласности. Речь шла именно о том, что сейчас делать, и как премьер, так и спикер Сейма, так и я, высказались, что нужно предать гласности", - сказал Р.Паксас.

По словам председателя парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Артураса Паулаускаса, в этом году заканчивается действие срока секретности в отношении дел тех, кто признался в сотрудничестве с КГБ. И комиссия по координированию охраны тайн должна будет решить, продлевать ли действие грифа секретности.

"Все дела признавшихся, а их более 1500, в 2009 году были переданы в Центр геноцида. Гриф "секретно" действовал с самого начала, как они признались. Сейчас прошло 15 лет и Центр геноцида должен решить, предложат ли они комиссии по координации охраны тайн продлить этот срок, а он может быть продлен до 10 лет, и может продлеваться без ограничений, либо решить, что их нужно рассекретить", - сказал А.Пауласкас.

По его словам, глава Центра исследований центра геноцида и сопротивления жителей Литвы Бируте Бураускайте уже обращалась к комиссии. "Комиссия составлена из представителей различного ранга руководителей - президента, спикера и премьера, естественно, что они должны знать о мнении руководителей, как они выскажутся, так они, наверное, и проголосуют", - отметил глава КНБО.

Глава центра подтвердила, что обращение к комиссии подано. "Я сообщила, чтобы они обратили внимание, что срок для некоторых дел подходит к концу. Они должны что-то решить, поскольку от этого зависит наша работа. Мы должны обращаться с засекреченными документами одним способом, с незасекреченными - другим", - сказала Б.Бураускайте. По ее словам, комиссия может принять решение в середине лета.

Закон гарантировал признавшимся в сотрудничестве с КГБ защиту. Однако государственные службы и закон о тайнах устанавливают срок хранения секретности.

Обсуждение в политсовете глава КНБО А.Паулаускас оценивает скептически. По его словам, этим людям гарантировалась секретность, этой информацией могут воспользоваться враждебные Литве службы.

"Я представил политсовету вопрос и обратил внимание на то, что у государства есть моральная обязанность, поскольку было гарантировано, тайна этих людей будет сохраняться, что факт их сотрудничества не будет предан гласности. В 1990 году было обращение Верховного совета - вы перестаньте работать (с КГБ) и будете под защитой, с того времени призывали сознаться, больше не сотрудничать, и, конечно, гарантировали секретность личных данных тех лиц", - сказал политик.

"По подсчетам историков, оперативных служб, с 1987 до 1989 гг. могли сотрудничать около 5000 человек. Так что если 1500 признались, посчитайте, есть около 3500 непризнавшихся и если мы предадим гласности, то российская или другая разведка сможет точно знать, кто не признался, могут пытаться их использовать (...)", - считает А.Паулаускас.

Вступивший в силу в 2000 году закон о бывших сотрудниках КГБ и других советских спецслужб разрешил сознаться и зарегистрироваться в специальной комиссии с засекречиванием данных.

Скрывшим свое сотрудничество с КГБ грозит преданием гласности и некоторые ограничения в профессиональной деятельности.

На основе оставшихся документов КГБ делают предположения о том, что в 1940-1991 гг. с КГБ ЛитССР тайно сотрудничали около 118 000 человек. До 11 апреля 1990 года могло быть уничтожено 36 237 личных и рабочих дел агентов. Вывезено 8539 таких дел. Оставшееся число дел, по подсчетам, составляет 0,62% всего архива бывшего КГБ.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!