B качестве последнего средства выживания многие бизнесмены могут вспомнить опыт 90-х годов: вообще перестать платить налоги и полностью уйти в тень, прогнозируют опрошенные & эксперты.

"С нового года я официально перевел всех сотрудников почти на минималку. У меня просто нет другого выхода: если все зарплаты оформлять законно, то дело можно закрывать. Раньше никогда таким не занимались", - признался & владелец небольшой строительной фирмы.

Шаг вперед, два - назад

"С приходом кризиса однозначно увеличится число компаний, пытающихся уклониться от уплаты налогов", - признала в разговоре с & заместитель директора Главного налогового управления Службы госдоходов Инара Петерсоне.

По ее словам, есть три категории предприятий: две небольшие - которые платят абсолютно все или же практически ничего. Третья - самая крупная: они выбирают, что платить, а что нет: "Первые перейдут в третий раздел, иначе они просто станут неконкурентоспособными. Уровень выплаты налогов вернется года на два назад".

Государство отправляет в прачечную

"Это простейшие законы экономики: растут налоги и одновременно - мотивация их не платить. Теневая экономика для бизнеса - последний шанс выжить и вполне может стать альтернативой банкротству", - заявил & доцент факультета экономики и управления Латвийского университета Эдгар Брекис.

Солидарна с ним экс-директор Института экономики, член Латвийской академии науки Райта Карните: "С одной стороны, предприятия хотят скрыть доходы, так как денег нет. Правда, есть и другая сторона - им нужны банковские кредиты, а при их выдаче будут смотреть, насколько стабильны и чисты показатели компании".

"Другой сильный фактор в пользу незаконной деятельности - госзаказы. Сейчас предприятия будут за них бороться особенно ожесточенно, а основным критерием является самая низкая цена. Чтобы быть в состоянии предложить ее, нужно сэкономить на других позициях. Эти факторы перевешивают осторожность, и конкурсы чаще смогут выигрывать фирмы с элементами незаконности", - заявила & Р.Карните.

Бесформенный мрак

Реальный размер теневой экономики отследить невозможно по определению. Однако существует целый ряд методик, на основании которых исследователи приходят к численным показателям.

Так, по данным болгарского Центра исследований демократии, в 2003 году в Латвии удельный вес теневой экономики в ВВП достигал 39,6%, в Германии - 16,3%, а в США - 8,7% (см. диаграмму). В свою очередь студенты Высшей стокгольмской школы экономики в своей работе 2005 года, куратором которой выступил профессор Вячеслав Домбровский, пришли к выводу, что в тени пребывает 20,8% от ВВП Латвии. В 2006 году тогдашний глава Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Алексей Лоскутов в интервью & сообщил, что реальные расходы жителей Латвии на треть (около 1,5 млрд. латов в год) больше их официальных доходов. Из этого следует, что доля "теневиков" тогда превышала 33% (что согласуется с болгарской оценкой).

"Теневая экономика состоит из четырех секторов: неучтенная в отчетности созданная компанией добавленная стоимость; уход от уплаты налогов; контрабанда, воровство, рэкет и прочие преступления; и, наконец, зарплата наличными за небольшие услуги, например, парикмахера или няни, - поясняет Инара Петерсоне. - До 2002 года Центральное статистическое управление и Минфин подсчитывали все эти показатели, но потом поняли, что ресурсов не хватает. Теперь учитывается только первый, самый крупный". По словам г-жи Петерсоне, в 2002 году на долю первого пункта приходилось 16% от ВВП. Далее этот показатель неуклонно падал: 2003 год - 13%, 2004-й - 11,5%, 2005-й - 11,7%, 2006-й - 11%, 2007- предварительно 9%.

"Теперь кривая пойдет снова наверх, - грустно признает заместитель директора Главного налогового управления Службы госдоходов И.Петерсоне. - Мы не можем проверять больше компаний с уменьшившимся из-за сокращений числом сотрудников СГД".

Игры статистики

В силу теневых причин официальные цифры падения ВВП за этот год и следующий могут сильно отличаться от реальных - и при этом необязательно в лучшую сторону.

"За последние годы, когда был бум строительства и недвижимости, сильно выросла и теневая экономика. И реальное развитие было больше, чем фиксировала статистика. Сейчас, когда там застой, пропорционально снизилось и количество неформальных соглашений. Так что реальный спад ВВП может быть даже глубже официального", - подчеркнул в разговоре с & директор компании Gild Bankers Матисс Паэгле.


Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !