Что все-таки происходит с экономикой Латвии? В чем причины столь резкого ее падения и недобора налогов и будут ли они когда-нибудь наконец уменьшены? Об этом в интервью размышляет академик, член правления Центра экономических прогнозов Райта Карните.

- Г-жа Карните, способно ли правительство вывести страну из кризиса? Не затягивает ли оно страну в еще большую яму маячащим миллиардным займом?

- Я думаю, что возлагать надежды только на правительство неправильно. Правительство и общество в равной мере отвечают за судьбу страны. И чем пассивнее общество, чем слабее контроль с его стороны, тем хуже работает правительство. В таком случае оно становится неспособно вывести страну из кризиса. Мы не слышим от министров и премьера предложений о развитии, например, каких-либо отраслей. Есть лишь вялые и фрагментарные предложения о том, как тратить. Но чтобы тратить, нужно сначала заработать. Об этом, кстати, в первую очередь думают в других государствах, у нас же, повторюсь, — о том, как правильно потратить ту мелочь, что есть.

Заметьте, что международные организации, с которыми ведет переговоры правительство, также не требуют от Латвии предложений по развитию экономики. У меня даже создалось впечатление, что в их планах — добиться, чтобы наша страна исчерпала весь свой потенциал — и людской, и финансовый. Результатом будет то, что мы не сможем отдать взятый долг.
В таком положении, как Латвия, находится очень мало государств.

Хочу обратить внимание на то, что в развитых европейских странах такое понятие, как бюджет, в экономической политике вообще не фигурирует. Там ключевой вопрос именно экономика. При вялой экономике нельзя достичь ни высокого уровня благосостояния, ни хорошей наполняемости бюджета. Поэтому на Западе прежде всего занимаются экономической политикой и мало кто думает о политике бюджетной. В Латвии же мы только и слышим, как сбалансировать госбюджет. Причем сбалансировать предлагается только траты, но ведь есть и другая статья бюджета — доходы.
Мы имеем такое правительство, какое заслуживаем

- За годы независимости в Латвии сменилось 14 правительств, это 15-е. Почему же нам так не везет?

- В более развитых государствах все действия правительства контролируются обществом. Я не могу сказать, что в Латвии плохой народ или самое плохое правительство. Они такие, какие есть. В конце концов не зря же говорится, что народ заслуживает то правительство, которое имеет.
Наша беда в том, что мы плохо понимаем ситуацию, живем как провинциалы. Это наша хроническая болезнь. Даже за пределами Латвии мы так живем. Все время думаем только о себе и потому не видим себя в мире. На самом деле Латвия — это место в мире. В мире рыночных отношений. Те, кому надо, уже давно Латвию увидели, предопределили ее судьбу и приступили к воплощению своих планов. Удастся ли им это или мы все-таки сумеем отстоять свои цели, зависит от того, насколько грамотно мы проанализируем ситуацию и насколько умно поступим.

Но чтобы умно поступить, необходимо образование. Нам его не хватает. Мы как малые дети: ротики открыли и слушаем, что нам говорят. А говорят нам то, что считают нужным, чтобы мы знали, и не говорят то, что нам, по их мнению, знать не следует.

Надо понимать, что на мировом рынке идет конкуренция не только между людьми за рабочие места и предприятиями за доли рынка, но и между государствами, блоками государств за ресурсы и рынки сбыта. Это надо понимать, чтобы включиться в борьбу на равных.
Время упущенных возможностей

- Может быть, у вас есть предложения, что нужно делать?

- Проводя разные исследования, я вижу, как мне не хватает знаний в той или иной области. Вижу, что наша политика по ряду вопросов отличается от политики других стран. Если другие стараются использовать разные возможности, то мы боимся, не хотим, нам лень что-то делать. И в итоге представившуюся возможность упускаем.
К примеру, исследуя рынок военных поставок, мы обнаружили, что он сильно изменился: если раньше на нем продавалось в основном вооружение, то сегодня реализуется много гражданских товаров, которые может предложить любой предприниматель. Но из общения с предпринимателями мы поняли, что они не знают об этих возможностях. Им никто не сказал.

- Ваше новое исследование касается влияния миграции на экономику Латвии. Чем готовы шокировать?

- Миграция — источник дополнительной рабочей силы. Если в развитые страны, для того чтобы дальше развивать свою экономику, активно привлекают из-за рубежа квалифицированную рабочую силу, то мы трудовую миграцию ограничиваем. И это при том, что население страны сокращается как в силу превышения смертности над рождаемостью, так и в силу негативного сальдо миграции. Так бесконечно продолжаться не может. Уже сейчас ясно: мы теряем свое государство, что подтверждают факты. Согласно прогнозам Евростата и ЮНЕСКО, в 2060 году в Латвии останется 1,6 млн. жителей. Из-за очень низкой плотности населения развивать экономику будет очень трудно. Но мы тем не менее ставим барьер иммиграции, хотя расчеты во всем мире доказывают экономическую выгоду иммиграционных процессов и в США, а также странах Европы, в том числе и у новых членов ЕС миграционное сальдо позитивное.
Мы же возможности иммиграции не используем.

Почему? Полагаю, потому, что нам до сих пор никто не сказал, что надо развивать иммиграционную политику. Никому, я имею в виду внешние заинтересованные стороны, это не надо. Опять же почему? Да потому, что наши люди за границей очень эффективно работают, они образованны, нетребовательны к условиям жизни, недорого обходятся принявшей их стране. Иностранные исследователи с большим сожалением пишут, что скоро этот источник будет исчерпан.

- А к каким выводам вы пришли, исследуя вопросы налоговой политики?

- Налоги в целом не собираются. На конец апреля план по сбору налогов выполнен на 74%. Ситуация не трагическая, но она в последние месяцы ухудшается. Пессимизм, преувеличение значения кризиса, резкие меры правительства в социальной сфере, сокращение рабочих мест — все это ухудшает отношение к уплате налогов. Причем недобираются прежде всего акциз и НДС. Но что-то я не верю, чтобы у нас, например, пить стали меньше.

И все-таки, несмотря ни на что, я остаюсь при своем убеждении: то, что происходит сейчас в экономике, — это лучше, чем если бы она и впредь имела 10% роста. Мы сейчас просто нормализуем свою экономику.
Конечно, надо было бы вернуться к прежним налоговым ставкам, но те организации, которые нас кредитуют, довольны такой политикой, а значит, это входит в их планы и никаких изменений тут ожидать не следует.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!