"Информация предназначена банкам для внутреннего использования и не подлежит распространению в средствах массовой информации", — таким уведомлением снабжает теперь свою рассылку Ассоциация коммерческих банков Латвии (АКБЛ).

Из сводной таблицы о деятельности местных банков, которую АКБЛ раз в квартал рассылает прессе, с начала года пропали показатели прибыли или убытков, а также величина капитала и резервов. Именно последние дают представление о том, насколько велика подушка безопасности финансового учреждения, привлекающего вклады.

Время — деньги, и наоборот

Да и тайной они не должны являться по определению. Квартальная информация по основным статьям баланса банка, а также расчет его прибыли и убытков должны быть свободно доступны — гласит требование правил Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) о подготовке публичных квартальных отчетов кредитных учреждений.

Формально оно выполняется: квартальные показатели можно отыскать на домашней странице каждого банка или попросить печатную версию в любом филиале. Но в таком поиске информации есть два неудобства, и оба связаны со временем. АКБЛ рассылает данные в конце месяца, следующего за отчетным кварталом. Согласно же правилам КРФК, информация должна быть опубликована банком в течение двух месяцев. Для данных за первые три месяца это означает конец мая. До этого срока представители отрасли могут тянуть с обнародованием своих результатов.

Второй момент — это затраты времени, необходимые для ознакомления с домашними страницами 21 банка (у 6 иностранных филиалов капитал не отделен от капитала самого зарубежного банка) и извлечения из их недр необходимой информации.

"Только не для прессы"

Казалось бы, для чего ассоциации скрывать данные, если показатели все равно публичны? В комментарии Теодор Тверийонс,президент АКБЛ, пояснил: показатель капитала и резервов исчез с этого года из сводной таблицы по просьбе банков — "дочек" крупных финансовых групп, котирующихся на международных биржах. По этим данным финансовые аналитики косвенно могли оценить уровень прибыли или убытков до того, как выходил публичный отчет головной группы, который она вначале обязана передать бирже для открытия информации для всех участников рынка ценных бумаг одновременно.

Исчезновение данных о капитале и резервах — не единственный пример того, как за последние полтора года АКБЛ старается свернуть объем информации, поступающей в прессу. Изменение отношения к публикациям совпало с переломом ситуации в банковской отрасли.

В хорошие времена для Латвии, когда банковский бизнес рос как на дрожжах, ассоциацию не сильно смущало появление в печати общей ежемесячной таблицы основных показателей деятельности каждого из банков (величины активов, кредитов, вкладов, капитала и резервов). Но с появлением в этой статистике в октябре 2007 года минусовых показателей "эпоха гласности" закончилась.

Напомним, что в первой половине 2007 года в Латвии были приняты меры по охлаждению рынка недвижимости, которые резко притормозили ипотечное кредитование. Что, в свою очередь, привело к уменьшению остатков на расчетных счетах и числа срочных вкладов. Это и стало первой ласточкой надвигающихся проблем в экономике, и в банковском секторе в частности.

"Все равно все переврут"

Данные АКБЛ, отражающие ситуацию в отрасли на 30.10.2007 г. и разосланные банкам, уже были снабжены строгим предупреждением: информация предназначена для банковского внутреннего пользования и не подлежит распространению в средствах массовой информации.

Этот строгий наказ теперь сопровождает каждый ежемесячный отчет. В комментарии&г-н Тверийонс выразил убеждение: простому человеку лишняя информация не нужна. Что же касается СМИ, то ежемесячные данные туда давать опасно, поскольку они не умеют с ними обращаться: их комментарии или слишком упрощены, или тенденциозны.

Иллюстрируя свою правоту, Т.Тверийонс привел в пример фразу из одного комментария результатов деятельности банков за май: "Из банков изъяли вкладов на такую-то сумму". Но, возмущенно восклицает Т.Тверийонс, объемы вкладов упали совсем по другой причине: банкам их "недодали". Сокращение зарплат, снижение оборота денег на счетах предприятий — вот виновники таких результатов. По оценке президента ассоциации, в июле можно ожидать очередного сильного провала по вкладам. Ведь две трети пенсионеров получают пенсии в банках, и сокращение этих пособий, резкое снижение бюджетных зарплат приведут к резкому падению показателя привлеченных вкладов.

"Как прибылью так хвастались!"

Нельзя не согласиться с г-н Тверийонсом: события в экономике Латвии, и в банковском секторе в частности, развиваются стремительно, и ситуация, к сожалению, меняется не в лучшую сторону. По данным Комиссии по рынку финансов и капитала, в апреле 14 банков и один филиал иностранного банка из 27 участников отрасли работали с прибылью. В мае позитивным результатом смогли похвастаться только 13 банков и один филиал иностранного банка.

Вероятно, поэтому в отличие от лучших лет, когда банки наперебой хвастались величиной своей прибыли и показателями рентабельности, сегодня становится все труднее получить оперативную информацию об их деятельности. Исключение составляют те представители отрасли, акции или облигации которых котируются на бирже. Согласно правилам биржи, они обязаны раскрывать информацию о существенных событиях.

Казалось бы, логично в нынешних условиях применить ежемесячный порядок публикации основных показателей как к биржевым, так и к небиржевым банкам.

И что вы так волнуетесь?

Янис Плацис, член совета Комиссии по рынку финансов и капитала, до создания КРФК возглавлявший в Банке Латвии управление по надзору за банками, в комментарии & заявил, что в свое время в надзоре был сделан беспрецедентный шаг. Г-н Плацис пояснил, что Банк Латвии три раза в год публиковал не только список банков, которым разрешено привлекать вклады физических лиц, но и показатель капитала, и резервы по каждому представителю отрасли отдельно. Причем были случаи, когда расчет БЛ отличался от данных самого банка.

По словам представителя КРФК, это было сделано, чтобы вернуть доверие к банковской системе после кризиса 1995-го. Но, подчеркивает Я.Плацис, с 1998 года в Латвии вступил в силу Закон о гарантии вкладов физических лиц, и необходимость в такой информационной защите малого вкладчика отпала. Позднее, с 2001 года, госгарантия вкладов была распространена и на юридические лица. По мере формирования накоплений в Гарантийном фонде из года в год поднималась планка максимально гарантированной суммы.

Сегодня, по мнению КРФК, в Латвии небольшим банковским клиентам беспокоиться нечего: в случае форс-мажорных обстоятельств, если банк будет объявлен неплатежеспособным, из гарантийного фонда вклад ему будет возмещен. Причем под этим понимаются как средства, размещенные на разного вида депозитах, так и деньги на расчетном счете.

С 18 октября прошлого года вступили в силу поправки к Закону о гарантиях вкладов. Они предусматривают повышение максимально гарантированного государством возмещения по вкладам физических и юридических лиц в кредитных учреждениях и ссудо-сберегательных обществах с прежних 20 тыс. евро (14 тыс. латов) до 50 тыс. евро (35 тыс. латов) в одной финансовой институции.

Секреты не идут на пользу

В отличие от своего коллеги глава КРФК Ирена Крумане не была столь категорична в том, что малому вкладчику не нужно забивать голову лишней информацией. Она напомнила, что с момента, как она возглавила надзор весной 2008 года, КРФК стала ежемесячно публиковать оперативные данные по банковской отрасли. В том числе такие показатели, как достаточность капитала, ликвидность. Однако человека, выбирающего банк для размещения своих средств, больше интересует не температура по отрасли в целом, а оценка конкретного финансового учреждения. Клиенту нужна информация, чтобы сделать свой выбор — кому доверить свои деньги.

В комментарии & Ирена Крумане подчеркнула: "засекречивание информации" не пойдет на пользу банковской системе Латвии.

Однако в ответ на идею обнародования данных о достаточности капитала, ликвидности и других важных показателей по каждому отдельному банку, которые позволили бы сравнить их со среднеотраслевым уровнем и укрепили доверие вкладчиков в надежности банка-партнера, ответа не последовало.

При этом глава КРФК подчеркнула свою позицию, на которой она намерена настаивать: результаты всех проведенных стресс-тестов банков нужно публиковать. По ее глубокому убеждению, именно так банки смогут вернуть доверие клиентов, вкладчиков.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !