Ровно 4 минуты потребовалось латвийскому Сейму, чтобы в мае 2008 года ратифицировать стратегически важный для всей Европы Лиссабонский договор. Без лишних дебатов, размышлений и, как показалось, в большинстве случаев даже без элементарного ознакомления депутаты техническим голосованием утвердили предложенный документ. Хотя, возможно, это и к лучшему.

По мнению экспертов, в силу специфических особенностей местной политической элиты потеря части полномочий и усиление централизованного контроля со стороны Брюсселя для национальных интересов государства будет только во благо.

Флаг останется при нас

Ни на одной из 250 страниц Лиссабонского договора не сказано, что новый устав ЕС как-то ограничит полномочия национальных властей. Однако, как подтверждают все опрошенные Delfi эксперты, суть реформ направлена исключительно на концентрацию рычагов влияния в руках еврочиновников и руководителей крупных государств-доноров (Германии, Франции, Великобритании).

"Для таких маленьких стран, как Латвия, это фактически еще один шаг к потере независимости. У нас останутся гимн, флаг и прочие атрибуты, но местный парламент, как сейчас самоуправления, сможет заниматься только хозяйственными вопросами, в свою очередь, все стратегические решения будут спускаться с верхов", — пояснил в разговоре с Delfi депутат Сейма Юрий Соколовский. Впрочем, парламентарий не считает подобный поворот событий потерей для государства: местные правящие и до сих пор не отличались особыми успехами и умением чувствовать конъюнктуру, зато повышение эффективности всего альянса сыграет на руку и Латвии.

"Евросоюз сейчас напоминает дракона с 27 головами, каждая из которых пытается перетянуть на свою сторону. Лиссабонский договор должен обуздать это чудище, чтобы Европа, наконец, смогла конкурировать со странами Азии и США", — отметил Юрий Соколовский. Политолог Петерис Винкелис также полагает, что непринятие Договора и отсутствие реформ обернется для сообщества и Латвии в частности более серьезными проблемами. "Возникнет хаос, и чем дальше Евросоюз будет продолжать свое расширение, тем труднее окажется развитие в экономическом и политическом плане", — заявил Винкелис в интервью Delfi.

Евродепутат в обмен на комиссара?

Формально у национальных парламентов останется возможность оспорить неугодное для себя решение Брюсселя. Государство при наличии, как минимум трех единомышленников, также сможет остановить любую евросоюзную инициативу. Однако, как отмечают эксперты, в случае с Латвией вряд ли стоит ожидать активных протестов: местные власти никогда не использовали свое право вето и при более простой процедуре.

В Европарламенте, чье влияние существенно возрастет в результате реформ, после пересчета мандатов присутствие Латвии увеличится на одного депутата. Правда, неизвестно, сумеет ли маленькое балтийское государство с нелучшими показателями экономики сохранить свой портфель в Еврокомиссии. В Брюсселе не исключают, что в первом пятилетнем заходе Латвия может не получить ни одного из 18 постов. Тем более, что вряд ли нынешний еврокомиссар Андрис Пиебалгс захочет в 2014 году баллотироваться на третий срок.

Нацменьшинства — в плюс, газ — в минус

Но все-таки основные положения Договора должны благотворно повлиять на курс развития Латвии как государства. Так, появление в Европе единой внешнеполитической позиции исключит ситуации наподобие знаменитого скандального турне лидеров балтийских стран в Тбилиси. Разработка общих социальных стандартов должна помочь в дальнейшем избежать существенных различий в политике соцобеспечения, включая прецеденты с урезанием пенсий и пособий. А то обстоятельство, что Договор рассматривает Европу не как союз отдельных национальных государств, а как сообщество общин и народов, в случае с многоэтнической Латвией тоже позитивный знак.

Более спорный вопрос — энергетика. Евродепутат Роберт Зиле (ТБ/ДННЛ) в разговоре с Delfi определил появление единной евросоюзной энергетической политики как одно из главных преимуществ для Латвии, способных обеспечить ее безопасность. "В противном случае мы останемся один на один с таким крупным поставщиком как Россия", — пояснил евродепутат. Однако нельзя игнорировать тот факт, что до сих пор Газпром продавал Латвии "голубое топливо" по более выгодным ценам, чем странам Старого Света, и следовательно, стандартизация отношений, скорее всего, увеличит стоимость энергоресурсов для нашей страны.

Сюрпризы не исключены

Предугадать все последствия введения Договора естественно пока нельзя просто в силу отсутствия информации. Неясно, например, какими полномочиями наделят нового президента ЕС, и не захочет ли он, скажем, открыть свои постоянные контрольные представительства в отдельных проблемных странах. К тому же авторы соглашения сознательно оставили для себя возможности для его дальнейшего преобразования: упростив механизм принятия решения, руководство альянса сможет гораздо быстрее продвигать любые, даже самые непопулярные реформы.

Впрочем, как полагают в Брюсселе, вряд ли Евросоюз будет постоянно следовать по пути всеобщей федерализации — уже сейчас видны отдельные противоречия. Скорее всего, в определенный момент страны-участники начнут кучковаться по группам интересов. Договор предусматривает такую возможность, и для Латвии естественно было бы логичным идти на сближение с соседями по региону. Правда, как прогнозируют эксперты, в случае с Литвой и Эстонией могут возникнуть трудности в связи с разными сроками введения евро. Если Вильнюс и Таллин, как обещают, перейдут на единую европейскую валюту на два года раньше Риги, Латвия не сможет полноценно участвовать в едином инвестиционном блоке. В свою очередь, сотрудничество со скандинавскими государствами будет усложняться за счет противоречий в социальном законодательстве.

Как объяснил порталу Delfi советник по юридическим вопросам фракции Европарламента "Зеленые"/Европейский свободный альянс Алексей Димитров, пока государства не согласуют единые правила оплаты труда, развитие общего рынка будет сопряжено с постоянными конфликтами, по примеру знаменитого дела работавшего в Швеции латвийского строительного предприятия Laval un partneri.

Тем не менее, эксперты полагают, что в течение четырех-пяти лет участники ЕС приведут к общим стандартам свои законодательные базы, и это станет важным стимулом для общего развития. "Задача Брюсселя сейчас — сдвинуть махину с мертвой точки, — считает Юрий Соколовский. — Если не производить никаких реформ в системе управления, через 20-30 лет Евросоюз как организация просто умрет. Если же прогресс в экономическом развитии все-таки будет, то для европейских стран, включая Латвию, это окажется каким-то шансом".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!