Foto: PantherMedia/Scanpix
Крупные страны готовят предложения, чтобы помочь евро выжить. Еврозона получила свой сценарий "судного дня". Допускается, что вскоре единая европейская валюта может исчезнуть из-за долгового бремени.

Такие предсказания не являются чем-то новым. В свою время знаменитый американский экономист Милтон Фридман считал, что евро не выдержит первого серьёзного кризиса.

Вопрос остаётся открытым и после чрезвычайного саммита стран еврозоны, на котором они договорились о второй программе спасения Греции, выделив ей дополнительные средства (158 млрд. евро) и более низкие проценты по займу. Достигнуто также компромиссное соглашение об участии частных банков в спасательных работах. Однако ясно, что для выживания евро нужна более высокая степень экономической интеграции. Германия и Франция собираются выступить с предложениями до конца лета.

Распад еврозоны или только дефолт Греции принесут крупным европейским державам гигантские убытки. Однако есть сомнения насчёт того, насколько Германия и Франция заинтересованы в углублённой экономической интеграции. К тому же, она могла бы поставить под угрозу существующий порядок принятия решений, который чётко проявился накануне саммита: Саркози прибыл в Берлин, где провёл переговоры с Меркель, пригласив также президента Европейского Центробанка Жана Клода Трише. На следующее утро они ознакомили со своими решениями президента Европы Хермана ван Ромпея и остальную компанию. Напрямую Латвию это пока не затрагивает, но может повлиять после утверждения бюджета ЕС на 2014-2020 годы, который обсуждается месяцами, но окончательный вариант которого могут принять под давлением нескольких человек. Поэтому успехов всем, включая президента Андриса Берзиньша, который пообещал при распределении европейских денег защищать интересы Латвии!

К тому же, в Германии и Франции приближаются выборы, а тенденция эпохи в том, что власть имущие и претенденты на власть в своих обещаниях осторожны. Они пытаются заглянуть через плечо рейтинговым агентствам, которые беспрерывно подвергаются критике. Делать нечего – агентства по-прежнему определяют тон на финансовых рынках. Германии присвоена высшая оценка (ААА), которой ничто не угрожает, чего не скажешь о Франции. Саркози берёт пример с Германии, продвигая поправки к конституции, заставляющие вернуться к бездефицитному бюджету. Как тут не вспомнить Эстонию, у которой, по данным Eurostat, в прошлом году был самый низкий государственный долг в ЕС и профицит бюджета в размере 0,1% от ВВП.

Латвия вне еврозоны, но не вне правил финансовых рынков, какими бы неправильными и несправедливыми они ни были. Латвия также не может игнорировать "красные линии", нарисованные разными партиями в предвыборное время. Например, уже объявлено, что линии "Центра согласия" будут особенно красными и социальными, с лозунгом "Долой правительство, соблюдающее требования международных кредиторов!".

Ещё год назад Урбанович раскрыл секрет: "На самом деле, МВФ в шоке о того, как Домбровскис выполняет рекомендации кредиторов, то есть того же МВФ, и премьер Латвии сделал себя посмешищем в глазах мира". Правда, ведущие мировые финансовые издания пишут совершенно противоположное, но чего только не пишут! Реализация альтернативной концепции бюджета ЦС, возможно, была бы самым надёжным способом утратить доверие финансовых рынков. Конечно, лозунги о социальных гарантиях привлекают избирателей и всегда будут частью политической борьбы, хотя они часто оторваны от реальности. Но это всё-таки борьба за власть. И не всё равно, в чьи руки она попадёт.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!