Foto: Пресс-фото

"Президент России в моих советах не очень нуждается и, самое важное, сам никогда не советует театрам делать то-то и то-то", — утверждает художественный руководитель МХТ им. Чехова и "Табакерка", доверенное лицо Владимира Путина, актер и режиссер Олег Табаков. Накануне гастролей в Риге Табаков ответил на вопросы портала Delfi о жизни, театре и своей общественной деятельности.

25 апреля рижане увидят Олега Табакова в спектакле "Юбилей ювелира", созданном режиссером Константином Богомоловым к 80-летию народного артиста, которое тот отметил в прошлом году. Психологическая драма от британской актрисы Николы Маколифф в интерпретации одного из главных театральных выдумщиков и провокаторов нашего времени стала смелым выбором для такого жизнелюбивого юбиляра, как Олег Павлович. У 89-летнего ювелира обнаружен рак, жить ему остается считаные дни, к тому же он и его жена разорены. Не пасть духом помогает лишь обещание, данное 60 лет назад будущей английской королевой — прийти к ювелиру в гости на 90-летие.

Foto: Publicitātes foto
На фото: сцена из спектакля Константина Богомолова "Юбилей ювелира".

Как отмечают театральные критики, в этом спектакле Богомолов развивает прием, найденный им пару лет назад в спектаклях "Ставангер" (Лиепайский театр драмы) и "Мой папа — Агамемнон" (Малый театр Вильнюса), где актеры были невозмутимы, а их мифические страсти отражались в титрах. Только теперь он идет дальше: раньше титры только смешили, теперь заставляют вздрагивать.

В общем, как и всю свою жизнь, Табаков не перестает удивлять.

- В юбилей принято подводить некие итоги. Что вы считаете своими жизненными и культурными удачами и поражениями? О чем еще мечтаете?

- Посмотрите спектакль "Юбилей ювелира", и сами ответите за меня. То, о чем мечтает актер, и все итоги он в своих ролях выражает сполна.

Foto: Пресс-фото
На фото: Наталья Тенякова и Олег Табаков в сцене из спектакля Константина Богомолова "Юбилей ювелира".

- Выбор спектакля "Юбилей ювелира" для празднования круглой даты такого витального человека и сибарита, как вы, — поступок на грани экстравагантности и героизма. Почему вы так решили и каких душевных усилий от вас это решение потребовало? Насколько размышления главного героя на грани жизни и смерти созвучны с вашими мыслями на вечные темы?

- Никакого героизма в выборе этой истории не было. Нормальное желание актера сыграть нечто, что он еще не играл. А размышления "на грани"… это ведь вся мировая литература об этом. Было еще одно обстоятельство: мне показалась важной сама трактовка пьесы, которую предложил режиссер Константин Богомолов. В оригинале это вполне коммерческая комедия, у нас — трагифарс. Во всяком случае, он выходит за пределы облюбованного многими театрами жанра под названием "ужин с дураком".

- Какой образ жизни сегодня ведете вы и как находите силы на работу в двух театрах, общественную деятельность и воспитание детей? Удается ли находить "окошки" на обломовский "безмятежный покой, рождающий творчество"?

- Нет, покой нам только снится. Но отдыхать в середине дня перед спектаклем — незыблемая норма.

- Вы всегда смело привлекаете к работе неклассических постановщиков. В том числе и тех, чьи постановки вызывают множество споров и пересудов как у театроведов, так и у публики, защитников нравственности и православных ценностей. Как определяете, что это талантливо и имеет право на провокационность, а это — не более, чем пустышка и потуги? Как и по какому поводу подключаетесь к созданию постановок и даете советы-рекомендации (в 2013 году Богомолов покинул МХТ накануне премьеры спектакля "Карамазов", сообщив, что руководство театра требует значительных изменений в постановке, а в прошлом году Табаков призвал остановить травлю постановщиков оперы "Тангейзер" в Новосибирске — прим. Ред.)?

- Тут ответ простой. Поддерживаю тех, кого полагаю способными двигать дело. И таких защищаю от мракобесия, от черносотенства, которое, конечно же, существует и, полагаю, будет всегда существовать. Талантливому человеку такого рода оппозиция иногда полезна: обостряет понимание театра. При этом стараюсь с каждым из этих способных режиссеров вести честный диалог. И никому мораль не читаю, я не священник, а руководитель театра и сам актер, этим все сказано.

- Вы вырастили феноменальное количество звезд. Как вы на ранних стадиях их распознаете? Вы нередко берете под крыло своего театра и звезд другой школы — насколько легко удалось вливание Хабенского и Пореченкова в МХТ?

- Ну, это опыт, чутье на чужое дарование. Это несловесная вещь, идет из глубины профессии.

- Расскажите, пожалуйста, о судьбе "латвийских детей Табакова" — тех, что учились у вас, а потом отрабатывали три года в рижской Русской драме. Яна Сексте и Алена Лаптева к вам вернулись… Что вы знаете об остальных ваших учениках того разлива?

- И Яна Сексте, и Алена Лаптева прекрасно вписались в наше общее дело, и я этому очень рад.

- На пресс-конференции в Риге в 2008 году вы говорили, что мечтаете поработать с Раймондом Паулсом и Алвисом Херманисом — насколько реализуемы эти мечты сегодня? Как вы отреагировали на заявление Херманиса о том, что он категорически отказывается работать в России?

- Я никак не реагирую, это личное дело каждого человека и художника.

- Как вам кажется, не напоминает ли сегодняшнее непонимание друг другом и противостояние Запада и России извечный спор Обломова (одной из ваших гениальнейших ролей) и Штольца?

- Мне современная Россия Обломова не напоминает, честно говоря. Так что воздержусь от толкования.

- В свое время вы сказали в интервью, что "Русское телевидение — дремучее. Но меня русское телевидение не пугает: у меня же пульт есть!" Сегодня вы входите в Совет по общественному телевидению. Как оцениваете современное российское ТВ? Какие программы и тенденции считаете стоящими? Как реагируете, когда подопечное вам телевидение называют пропагандистской машиной?

- Да, часто дремучее, а иногда — совсем не дремучее. Пропаганду на телевидении не приветствую, а пульт всегда под рукой, и давно, и сейчас.

- В 2012 году вы стали доверенным лицом Путина. Какие у вас обязанности в этом качестве? Насколько у вас доверительные отношения? С какими просьбами и за какими советами президент России обращается к вам, а с какими вы?

- Мне кажется, что президент России в моих советах не очень нуждается. Самое важное, что он сам никогда не советует театрам делать то-то и то-то. Потому работаю под свою ответственность, с пониманием задач Художественного театра и страны, в которой этот театр существует.

- У вас всегда было отменное чувство юмора. Нет ощущения, что последнее время люди все меньше улыбаются и смеются? С чем это связано? Что для вас источники хорошего настроения? По какому поводу последний раз смеялись от души?

- Чувство юмора, если оно есть, не исчезает, но оно меняется с возрастом, со временем. Услышу прекрасную фразу Жванецкого и радости в жизни прибавляется. Юмор настоящий связан именно с такими вещами. Их в нашей жизни, прямо скажу, маловато.

Вопросы задавались и ответы присылались в письменной форме.

Спектакль "Юбилей ювелира" пройдет 25 апреля в 19.00 в театре Dailes. Женские роли исполнят актрисы Наталья Тенякова и Дарья Мороз (жена Константина Богомолова).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!