Жалобу в ЕСПЧ подала Юта Менцена. Выйдя замуж за гражданина Германии, она получили фамилию Mentzen, которая в латвийском паспорте была переиначена в Менцена. Против написания свой фамилии в соответствии с нормами латышского языка как Кухареца протестовала и Лидия Кухарец.
Суд по правам человека согласился с приведенными Латвией аргументами, что вмешательство в частную жизнь истиц, в частности приведение их фамилий в соответствие нормам написания на латышском языке, было оправданным, поскольку латвийские органы не нарушили границ свободы действий в воспроизведении личных имен.
Суд указал, что каждое государство, соблюдая гарантированные конвенцией права, вправе принимать собственные правила об использовании официального языка в удостоверяющих личность и других официальных документах.
ЕСПЧ подчеркивает, что государственный язык является одной из основных конституционных ценностей, так же, как территория, флаг и государственный строй страны. Таким образом, государство, определяя конкретный язык как государственный, берет на себя обязанности гарантировать своим гражданам его употребление не только в частной жизни, но и при их отношениях с государственными органами, предоставляя и получая от них информацию на этом языке.
В то же время суд признал, что не компетентен оценивать систему написания имен личных в латышском языке, однако считает, что при написании фамилий Mentzen и Кухарец на латышском языке они претерпели минимальные изменения. Использование олатышенных фамилий не препятствовало использованию истицами их политических, экономических и социальных прав, а также права свободно выезжать и возвращаться в Латвию.
Одновременно суд не исключает возможности, что в некоторых случаях воспроизведение оригинальных фамилий на латышском языке может вызвать проблемы в использовании их носителями прав, гарантированных конвенцией. В этой связи ЕСПЧ рекомендует латвийским властям тщательно проанализировать эту сферу и при необходимости предпринять соответствующие меры.