Artis Pabriks. Foto: AFI
У Латвии нет и не будет ни территориальных, ни материальных претензий к России, заявил сегодня во время встречи с российскими журналистами министр иностранных дел Артис Пабрикс.
Министру пришлось в очередной раз разъяснять журналистам суть принятых латвийскими властями деклараций. По словам Пабрикса, правительственная декларация принята для того, чтобы избежать всенародного референдума по территориальному вопросу.

"УЛатвии нет и не будет территориальных претензий к России", — однозначно заявил Пабрикс. По его словам, декларация является политическим документом, который поясняет депутатам Сейма позицию в пограничном вопросе, что помогло бы быстрее ратифицировать подписанный договор с Россией.

Кроме того, правительственная декларация также является политическим документом. "Мы, как государство, не собираемся выдвигать материальных претензий к России, а репрессированные частные лица могут обратиться для возмещения ущерба, причиненного режимом СССР", — отметил министр.

Он также пояснил, что упомянутая в декларации репатриация офицеров и сотрудников КГБ не означает, что завтра их вывезут за пределы Латвии. "В середине девяностых немало людей хотели уехать из Латвии, но у них на это не было денег. Были созданы специальные фонды, государство также выделяло деньги. Однако многие этих денег не получили, или получили, но не покинули Латвию. Указанная в декларации репатриация означает, что человек сам должен попросить покинуть страну, а мы ему в этом поможем", — подчеркнул Пабрикс. При этом, отметил Пабрикс, закона о репатриации в Латвии не существует.

Пабрикс признает, что важную роль в освещении латвийско-российских отношений играют СМИ. Он полагает, что обе стороны не совсем удачно объясняют свою позицию, а в результате у политиков складывается неверное представление. "Я не могу приехать к Путину и сказать ему, что у Латвии нет территориальных претензий", — подытожил министр. По его словам, диалог между странами не удается. "За последние полгода я трижды официально приглашал министра иностранных дел России Сергея Лаврова посетить Латвию, но он мне даже не ответил", — отметил Пабрикс.

Министр отметил, что Латвия и Россия по-разному смотрят на историю. Часть российских претензий не уместна, считает Пабрикс. Он привел пример своего отца, которого силой отправили в Германию служить в СС. "Это было в 1944 году, когда у границ Латвии стояла уже советская армия. Мой отец шел пешком через рижский мост, его остановили, проверили документы и отправили в Германию служить в СС. После войны он попал к американцам, а потом его отправили в СССР. Год-два он провел в лагере, а потом попал на четыре года в советскую армию. За что его осуждать?", — задал риторический вопрос министр.

На вопрос о судьбе русскоязычных жителей Латвии, министр ответил, что государство выдвигает к ним только два условия. Во-первых, они должна знать латышский язык, поэтому и была запущена реформа образования. Во-вторых, русскоязычные должны быть патриотичны (лояльны) к Латвии, хотя министр и признает, что это определение довольно расплывчато. "При выборе между личным и государственным приоритетом, лояльный житель Латвии должен выбрать государственный интерес", — пояснил свое понимание лояльности Пабрикс.

Россия должна признать, что СССР оккупировал Латвию. "Наш приоритет — хорошие отношения с Россией без территориальных претензий", — заявил в заключение Пабрикс.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !