Foto: RIA Novosti/Scanpix

Российская агрессия в Крыму и события на юго-востоке Украины наводят на мысль о том, находится ли Латвия в безопасности. По-моему, существует три взаимодополняющих направления для укрепления безопасности государства и его жителей. Этими направлениями нужно заниматься уже сегодня. Коллективная оборона НАТО, широкое участие населения, обучение базовым военным знаниям и вооружение, а также формирование единого, патриотичного общества, которое готово себя защитить.

Во-первых, надо больше требовать от НАТО увеличить силы в Латвии. Насколько они могут, насколько они хотят. Самолеты, базы кораблей альянса, военная инфраструктура, присутствие вооруженных сил и частые учения удерживают любого возможного агрессора, заставляют задуматься, прежде, чем пытаться угрожать или нападать. Также и латвийской экономике присутствие сил НАТО пойдет лишь на пользу. Технику надо обслуживать, солдаты делают покупки и тратят деньги, базе нужно продовольствие, инфраструктура, услуги.

Эти решения нужны сегодня, но они не являются долгосрочными. Нельзя полагаться только на "зонтик" 5-го пункта договора НАТО и ни о чем не горевать. Если говорить о долгосрочных мерах безопасности, то это вооружение народа, военное, патриотическое обучение. Долг каждого гражданина — защищать свою страну. Оборона — это не только задача государства. Она должна быть в сознании каждого человека. Естественно, чем сильнее будет экономика Латвии, тем надежнее. Если есть своя квартира, дом, хозяйство, бизнес, то и свою землю люди будут защищать с большим энтузиазмом.

Не зря говорят: хочешь мира — готовься к войне. Любой может победить и оккупировать такую маленькую страну как Латвия, но если агрессору надо считаться с большими потерями, это его удерживает. Тогда и государству-агрессору будет трудно объяснить своему населению, почему при оккупации одной маленькой страны погибли тысячи солдат. Примером может послужить Финляндия или Швейцария.

Для агрессивных соседей они были лакомым кусочком. Но поскольку народы были вооружены, готовы к обороне, их не удалось оккупировать. Финляндия доказала, что может быть хорошим соседом для России и плодотворно сотрудничать в экономике, но России и в голову не придет ее захватить. Исторический опыт напоминает, что ради этого пришлось бы потерять много жизней, понести огромные финансовые потери. В Швейцарии для всех мужчин проводятся регулярные военные учения, которые продуманы до мелочей. Например, в зданиях должны быть подвалы, где можно скрыться от бомбежки. Конечно, владелец может проигнорировать это требование, но тогда ему придется платить большой налог. Существуют проверенные методы, как добиться, чтобы молодежь шла на военное обучение с радостью, а не ропотом. Для них это честь — научиться собирать и разбирать винтовку, пару месяцев побегать по лесам, получить практические навыки выживания в экстремальной ситуации.

К сожалению, городские ребята современной Латвии даже гвоздь не могут в стену забить. Молодой человек, который большую часть жизни провел у компьютера, замерзнет в лесу, даже если у него в кармане будет зажигалка. Если бы нас на один день лишили электричества, это был бы почти апокалипсис. Зато в Швейцарии люди знали бы, что делать.

Технологии аннексии с годами меняются. Россия пускает в ход "зеленых, вежливых человечков". Но у них ничего не получилось бы в гомогенной среде, где люди являются патриотами своей страны и готовы отразить атаку. Поэтому надо работать над интеграцией общества — заботиться, чтобы этнические меньшинства и другие группы не чувствовали себя отверженными.

Не было бы разумно жестко ограничивать получение видов на жительство в обмен на инвестиции и покупку недвижимости в Латвии. Те, кто хочет получить ВНЖ, это никакая не "пятая колонна", а, скорее, люди, которые бегут от российского режима, которым в соседней стране нечем дышать. Они уж точно не хотят, чтобы путинский режим пришел в Латвию. Поэтому они покупают дома здесь, а не в Подмосковье. И не зря президент России Владимир Путин стремится прекратить этот отъезд, покупку недвижимости за границей и отток капитала. ВНЖ — это, скорее, гарантия безопасности, а не наоборот.

Не было бы разумно запрещать вещание российских каналов. Цензура начинается с мелочей, а заканчивается "одним правильным мнением", которое утверждает Министерство правды.

В информационной войне надо не запрещать каналы противника, а создавать собственных "информационных бойцов", которые разоблачают пропаганду, дают более широкую и объективную информацию. Я не раз замечал, как кто-то из моих русских знакомых, побывав в России, возвращался как яростный патриот Латвии и не хотел больше слышать о переходе Латвии под влияние России.

Когда обсуждался план бюджета-2014, вся политическая и интеллектуальная элита отвергла мысль, что надо увеличить военный бюджет. Что надо скорее добиться увеличения расходов до 2% от ВВП. Теперь понятно, что это была ошибка. Конечно, нужно выделить 2% от ВВП, не дожидаясь 2020 года, как это предусмотрено в концепции обороны Латвии. События на Украине показывают, что эта концепция безнадежно устарела.

Но 2% от ВВП сами по себе ничего не решат. Все начинается с отдельного человека. Сплоченное общество, сильная экономика, безопасное государство и общество, где каждый умеет обращаться со "стволом", — вот гарантия, что никто не пожелает лезть в нашу страну, чтобы воевать.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!