Дом как дом был — трехэтажный, кирпичный, с трубами для печного отопления. Из его окон открывался чудный вид на Даугаву. И был он еще довольно крепкий, но против мощи экскаватора не устоял… В проломы в стенах видно то, что осталось от квартир: их здесь было около десятка. По иронии судьбы почти все были приватизированные. Жильцов из них расселили…
- У меня здесь друг детства жил, — говорит "Часу" Андрей Бадюк, жилец соседнего дома, тоже предназначенного под снос. — На втором этаже, в двухкомнатной квартире. Квартиры здесь очень хорошие: потолки высокие, комнаты большие, по 20- 30 кв. метров. Если бы еще паровое отопление было, то вообще сказка, а не дом! Я до сих пор понять не могу, почему, чтобы построить новое, нужно обязательно разрушить старое?! Вот гляжу на этот дом, в котором могли бы жить люди, вспоминаю, как пацанами играли в этом дворе, и не понимаю… Ладно бы аварийный был, а так просто для того, чтобы очистить место под солнцем… Поневоле задаешься вопросом: а кто будет следующей жертвой?
Рабочих на площадке менее десятка. Двое работают на экскаваторах, один — на кране с "щипцами" на стреле. Этот кран называют "крокодилом". "Щипцами", похожими на плоскогубцы, он обламывает стены, межэтажные перекрытия, крыши. Когда под его гусеницами набирается много обломков, другие рабочие начинают разгребать битый кирпич вперемешку с досками.
- С этим домом работы недели на две, — уверенно заявляет человек в спецовке и каске. — Потом приступим к демонтажу следующего. Главное, чтобы оттуда последнего жильца выселили. Вроде обещали ускорить этот процесс.
Руководитель ООО Gвdоba, выполняющего работы по сносу, в высказываниях более осторожен:
- Этот дом мы должны снести до конца ноября, а полностью расчистить площадку необходимо до марта. То есть место, где сейчас стоят этот дом и дом по Кугю, 2, Мукусалас, 5, и Акменю, 3, будет ровное, чистое, без мусора. Что касается дома на бульв. Узварас, 2, — он под снос пока не пойдет, равно как и сарайчики для дров на его территории. Простоит до организации другого конкурса среди предприятий, занимающихся сносом.
С сараями вообще какая-то путаница. Угловой дом на бульв. Узварас, 2, и Кугю, 2, расселен еще не полностью. В нем печное отопление, и некоторые его жильцы держали дрова в сараях, которые относятся к сносимому сейчас дому, и тоже должны были быть снесены. Со слов строителей, жителям было предложено перенести свои дрова в другие сараи, ближе к дому. Была вроде достигнута устная договоренность, что до минувших выходных они освободят предназначенные под снос сараи. Однако дрова жильцы не перенесли, и если они этого не сделают в ближайшем будущем, то сараи снесут вместе с поленьями.
Кстати, построенный в 1900 году дом по Узварас, 2, является памятником архитектуры. Оставшиеся в нем жильцы надеются, что после выборов ситуация изменится и их дом не тронут. Понять их можно: здание шикарное! Квартиры хоть и коммунальные, но просторные, с высокими потолками.
- За свои комнаты я плачу 12 латов в месяц, — рассказал "Часу" Андрей Бадюк. — Потолки 3,50. В одной комнате пять окон, в другой — два. Из них открывается панорама на Старый город. В этой квартире жил Янис Райнис. Сам я здесь родился и вырос. И, конечно же, уходить отсюда мне совсем не хочется.
Впрочем, согласно грандиозным планам строительства этот дом ждет та же участь, что и дома на Кугю, 8/10. Ну и что, что в нем жил народный поэт! Еще не построенная Национальная библиотека уже внесена в список охраняемых государством памятников культуры под номером 7443, как "фрагмент застройки Пардаугавы"!
Цифры
Библиотека расположится на площади 25 056 квадратных метров.
На месте строительства предполагается снести пять жилых домов и спилить 54 дерева.
За демонтаж четырех зданий OOO Gвdоba получит 346 761 лат.
Стоимость нового здания 160 миллионов латов.
Против строительства библиотеки уже выступили 10 тысяч жителей Латвии.