Foto: F64
Если сегодня не снизить бюджетный дефицит, завтра Латвия не введет евро, а послезавтра окажется самой непривлекательной для инвестиций и бизнеса страной Балтии. Такой прогноз в интервью дал заместитель руководителя Управления монетарной политики Банка Латвии Улдис Руткасте.

"Курс лата сейчас находится у верхней отметки валютного коридора, но пока скупку национальной валюты мы не проводили. Однако в такие моменты неопределенность и ажиотаж в местной и зарубежной прессе негативно отражаются на курсе валюты, приводят к росту латовых процентных ставок и ухудшают шансы на стабилизацию экономики. Тем не менее у Банка Латвии вполне достаточно резервов, чтобы преодолеть любые спекуляции на валютном рынке. Мы такие стресс-тесты уже проходили", — заявил Руткасте.

На вопрос, как представитель БЛ относится к идее закона, согласно которому ипотечные заемщики будут отвечать перед банками только своим залогом, Руткасте отметил, что это слишком резкий ход.

"Мы не поддерживаем принятия решений задним числом. Конечно, ипотечных заемщиков нужно защищать, но варианты нужно искать при помощи диалога всех задействованных сторон. Если же правительство примет упомянутый вариант, то выстрелит себе в ногу. Нужно хотя бы чуть-чуть посмотреть в будущее. Кто нас впредь станет кредитовать? Вам бы кто-нибудь одолжил денег после того, как вы вернули только половину суммы, а об остальном попросили забыть?" — говорит высокопоставленный чиновник БЛ.

Говоря о возможности перехода Латвии на евро в 2014 году, Руткасте сообщил, что Маастрихтских критериев еще никто не отменял.

"И один из них гласит: инфляция должна быть низкой, а девальвация валюты неизбежно приведет к росту инфляции. Пусть не сразу, за определенный срок, но процент инфляции сравняется с процентом девальвации. Если лат девальвируется на 15%, то и инфляция за счет удорожания сначала импортных товаров и энергоресурсов, а затем и отечественной продукции достигнет тех же 15%. Вопрос только в том, как быстро это произойдет — в течение полугода, года или двух лет", — сказал представитель БЛ.

Отвечая на вопрос, справедливы ли обвинения в адрес БЛ по поводу того, что к 2008-му Банк не смог справиться с ростом цен, Руткасте отметил, что Банк Латвии заранее начал повышать процентные ставки в латах и требования к банкам по объему обязательных резервов. Но усилий одного центробанка было явно недостаточно.

"Правительство должно было действовать сообща и в первую очередь соблюдать фискальную дисциплину. Латвия, возможно, является единственной страной в мире, у которой расходы бюджета с 2004-го по 2008-й выросли в два раза. Даже в последние годы стало понятно, что экономика перегрелась, бюджеты верстались с маленьким дефицитом или даже с символическим профицитом не потому, что власти стали воспринимать угрозы, а потому, что не успевали израсходовать огромные поступления. Банк Латвии не мог самостоятельно гасить пожар, когда с одной стороны в него подливало горючее правительство, а с другой — инвестиции из-за рубежа", — резюмировал Улдис Руткасте.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!