О том, что сейчас творится на рынке недвижимости, красноречивее всего говорят нерегулярные отчеты риэлторских компаний, которые, выдавая желаемое за действительное, вещают о наступлении стабилизации и достижении ценового дна. А также о просыпающемся интересе мифических зарубежных инвесторов. Для того чтобы узнать истинную картину, советуем зайти на официальный сайт Латвийского совета присяжных судебных исполнителей по адресу www.lzti.lv , где действует дешевая распродажа недвижимости тех, кто не смог рассчитаться за нее с банками.

Кто ниже?

И что же мы там увидим? А увидим мы массу интересного предложения по бросовым ценам, отсылающим нас в начало миллениума, то бишь к 2000-м. Причем предложения, не подкрепленного платежеспособным спросом. 150 латов за кв. м приличной квартиры, бывает, что даже в новостройке — здесь не редкость.

В начале августа в базе данных Латвийского совета присяжных судебных исполнителей по адресу www.lzti.lv было зарегистрировано 593 объявления об аукционах объектов недвижимости. В сравнении с предыдущим месяцем число выставленных на продажу с аукциона объектов увеличилось на 89. на сайте 245 объявлений о продаже квартир. Много здесь и коммерческой недвижимости. Для сравнения: год назад на сайте предлагалось около 150 квартир, полсотни домов и 80 земельных участков.

Самая ходовая монета рынка — двухкомнатная "в нормальном" состоянии — здесь выставляется за семь-девять тысяч латов. Эксклюзив в Старой Риге площадью в 100 кв. м стоит около 100 тыс. евро. И это только первые торги. То есть в случае, если данные объекты не будут проданы с первых аукционов, их цена будет снижена еще больше. Это то, что характеризуется ставшей популярной присказкой: "Цены достигли дна. И начали копать"! Если квартира или участок не проданы на первых торгах, цена падает на 25%, к третьим же торгам она понижается на 40%.

Спекулянтами даже не пахнет

Как рассказали "Часу" в одном из участков Рижского окружного суда, на сайте все чаще фигурируют цены, которые на 30- 40% ниже, чем рыночная цена или цена первоначальной оценки. Это так называемые "цены принуждения", по которым банки согласны избавиться от обременительного залога в ходе вторых и третьих торгов. Но даже на эту недвижимость сейчас нет спроса по той причине, что те же банки не кредитуют их покупку, а наличных накоплений у населения, судя по всему, не густо. Происходят отдельные сделки за наличку, но в том случае, если покупатель действительно присмотрел квартирку или участок для себя. Спекулянтов, обычно падких на "халяву", на аукционах нет. И это доказывает, что в обозримом будущем цены вряд ли станут расти. Во всяком случае такими темпами, чтобы было интересно содержать несколько квартир в течение неизвестно какого времени, оплачивая коммунальные услуги. Не видно на горизонте и мифических немецких или скандинавских инвесторов. Как, впрочем, и российских. Быть может, желание участвовать в торгах ограничивает и залог в размере 10% от цены оценки объекта. Но, скорее всего, это не аргумент. Если у вас припасено 10 тыс. евро на покупку квартиры, то у вас наверняка найдется и тысяча-полторы в качестве залога, который вам вернут, если вы не выиграете аукцион.

Принуждение к разорению

Теперь замолвим слово о бедном клиенте банка или фирме по выдаче кредитов. Если должник до дня аукциона полностью оплачивает долги и судебные издержки, торги отменяются и имущество передается прежнему владельцу. Если нет, неудачливый клиент банка будет всю жизнь выплачивать банку разницу между бросовой ценой, за которую ушел залог на торгах, и рыночной, по которой банк оценил эту недвижимость на пике цен в 2006- 2007 годах. Кстати, в цивилизованных странах существует правило, благодаря которому в случае своей неплатежеспособности клиент отдает банку залог, то есть свой домик или квартиру, и больше ничего не должен банку (в США этот норматив известен как chapter 11). Разумно и гуманно, тем более что банк давал кредит, руководствуясь собственной оценкой, и должен взять часть рисков на себя. В Латвии же человек лишается крыши над головой и попадает в долговую яму. Если так пойдет дальше, то банкам впору создавать специальные трудовые лагеря за колючей проволокой, в которых должники станут расплачиваться с ними своим бесплатным трудом. В Европе национальные законодательства по-разному решают этот вопрос. Как сказал "Часу" бывший депутат Европарламента и действующий депутат Сейма Борис Цилевич, в ЕС циркулируют разговоры о том, что неплохо бы унифицировать законы. Поэтому существует слабая надежда, что когда-нибудь и работающие в Латвии банки обяжут ограничивать свой аппетит переходом в свою собственность залога.

Налетай, подешевело!

Однокомнатная на Гривас в Риге, цена первых торгов — 6900. Двухкомнатная на Лиелвардес — 6700, тоже первый аукцион. Если говорить о цене за кв. м — квартира площадью 44,6 кв. м, расположенная в спецпроекте на Ригондас гатве, выставлена по цене 188 Ls/кв. м; находящаяся на ул. Илукстес, 38, квартира 119-й серии площадью 79,4 кв. м — по цене 204 Ls/кв. м; квартира площадью 78 кв. м в серийном доме 119-й серии на ул. Озолциема продается по цене 152 Ls/кв. м. Кризис сбил спесь с центровых квартир и жилья в новостройках. Так, расположенная в Вецриге на ул. Вальню квартира площадью 100 кв. м предлагается за 687 Ls/кв. м, квартира площадью 115,9 кв. м, расположенная на ул. Кр. Валдемара, 123, — за 405 Ls/кв. м; квартира в новостройке на ул. Кокнесес площадью 158,7 кв. м выставлена на продажу за 450 Ls/кв. м.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!