Foto: DELFI
В последнее время в средствах массовой информации, выходящих на русском языке стали появляться призывы к участию в сборе подписей за проведение референдума по предоставлению гражданства всем негражданам. И сразу же появились комментарии о том, что референдум заведомо обречён на провал.

Дескать, голосование у нас в стране этническое, а латыши никогда не проголосуют за это, ведь у них "голос крови" уже 20 лет полностью заглушает голос разума". Мне, как социологу, стало интересно, а есть ли тогда смысл идти подписываться и реально ли выиграть этот референдум.

Для начала рассмотрим законодательство в отношении этого референдума. В нём сказано, что референдум считается состоявшимся, если на него придёт половина от числа избирателей, пришедших на последние парламентские выборы. Явка на выборах 11-го Сейма оказались самой низкой по сравнению с другими парламентскими выборами, и составила всего 917 680 избирателей.

То есть, чтобы этот референдум состоялся в нём должно принять участие минимум 458 840 граждан. И для его выигрыша нужно, чтобы «за» на нём проголосовало не менее 229 421 гражданина Латвии. Для сравнения на выборах в 11-й Сейм за партии, представляющие русских Латвии, отдали свои голоса 267 039 человек, что вполне хватит для победы.

По данным регистра жителей на 1 июля 2011 года население Латвии составляло 2 224 383 человек, из них 1 323 713 (59,5%) – латыши; 606 972 (27,3%) – русские; 78 052 (3,5%) – белорусы; 54 398 (2,5%) – украинцы; 50 960 (2,3%) – поляки; 29 174 (1,3%) – литовцы; 9 474 (0,4%) – евреи.

Однако, практически всё население Латвии можно условно разделить на две большие группы: латыши и русскоязычные. По результатам переписи населения 2000 г., из всех жителей Латвии, латышский язык в качестве родного указали 58,2%, русский – 39,6%, другой язык – 2,2%. Латышский язык является родным для 95,6% латышей. Русский язык является родным не только для русских, но и для большой части евреев (79,1%), белорусов (72,8%), украинцев (67,8%) и поляков (57,7%).

Исходя из этого, можно утверждать, что латышская лингвистическая община является гомогенной и практически полностью состоит из этнических латышей, а нелатышская лингвистическая община не является гомогенной. Она состоит не только из этнических русских, но также и из представителей других национальностей, которых всех объединяет русский язык, который они используют как разговорный язык в семье и в повседневном общении. Это позволяет говорить о русскоязычной лингвистической общине Латвии, которую объединяет почти 40% населения Латвии.

Проблема неграждан в основном касается только русскоязычной общины, т.к. 99,9% латышей это граждане Латвии, а среди нелатышей 41% являются негражданами. Количество граждан нелатышей, имеющих право голоса, т.е. тех, кому уже есть 18 лет, по данным регистра жителей от 01.07.2011 составляет 423 467 человек. Если предположить, что на референдум придёт такой же процент избирателей, как на последние выборы в Сейм, т.е. приблизительно 60%, то, следовательно, количество граждан нелатышей поддерживающих референдум может составить 254 080 человек, которых вполне хватит для того, чтобы все неграждане получили гражданство. И это количество примерно совпадает с голосами, отданными за Центр согласия и ЗаПЧЕЛ.

Конечно, эти рассуждения имеют место быть, если латыши в большинстве своём проигнорируют этот референдум, а количество пришедших латышей и проголосовавших «против» не превысит 20% от латышского электората. Тогда референдум будет признан состоявшимся и выигранным. Однако, всё это хорошо в теории, а как на самом деле голосуют латыши и много ли среди них упёртых националистов?

Вопросы по гражданству уже однажды выносились на референдум. В 1998 году был проведён референдум об отмене принятых Сеймом поправок к латвийскому Закону о гражданстве, расширявших возможности натурализации. Этот референдум был инициирован партией ТБ/ДННЛ, который они проиграли. «За» отмену поправок проголосовало 44,89% избирателей, «против» — 52,54%. Таким образом, поправки были одобрены и вступили в силу, облегчив возможность натурализации. В этом референдуме приняли участие 928 040 человек или 69,16% от всех избирателей. Среди всех принявших в нём участие, против отмены этих поправок проголосовали 487 559 избирателей, что почти на 100 тысяч больше, чем имевшихся на тот момент граждан нелатышей. Также не следует забывать, что явка на этом референдуме не составляла 100% и не все русские граждане принимали в нём участие. Это говорит о том, что количество поддержавших референдум латышей было ещё выше. Конечно, как видно на приведённой ниже карте (см. рис. №1), исход референдума решили русскоязычные граждане, но победа не была бы полной без поддержавших их части латышей. И это показывает, что и среди них найдутся те, кто сможет проголосовать за неграждан на будущем референдуме.


Рис. №1. Распределение голосов на референдуме по изменению закона о гражданстве

Рассматривая карту можно увидеть, что наибольшее количество голосов было получено в Даугавпилском, Лудзенском, Резекненском и Кравславском районах, а также в Даугавпилсе и Резекне; т.е. в тех местах, где в то время преимущественно жили русскоязычные граждане. На этом референдуме во всех районах Латгале была получена наибольшая поддержка, и именно в этом округе было собрано больше всего голосов за облегчение процесса натурализации (68,62%). Следующим округом, в котором, большинство граждан голосовало против отмены поправок, была Рига – 52,64%. В ней, по данным переписи населения 2000 года, проживало 55,1% жителей, родным языком которых был русский (см. рис. №2), но большая их часть были негражданами. На карте видно, что в тех местах, где по данным переписи населения 2000 года, доля жителей с родным русским языком была выше 25%, в основном голосовали против отмены этих поправок. Это Латгале и почти все крупные города, кроме Лиепаи, а также Рижского и Елгавского районов, в которых среди русскоязычных жителей был большой удельный вес неграждан.

Рис. №2. Доля жителей с русским родным языком

Однако, смотря на карту голосования, замечено, что также и против отмены поправок голосовало и большинство граждан, проживающих в Вентспилском, Талсинском, Салдуском и Лимбажском районах, в которых доля жителей с родным русским языком, не превышала 6%. Что говорит о том, что и латыши тоже голосовали за облегчение натурализации, ведь в этих районах именно они являются абсолютным большинством населения. Всего из 26 районов Латвии, облегчение натурализации поддержали в 16. Из которых жителей с родным русским языком больше 25% проживало только в шести. Что показывает, что не только русскоязычные, но и часть латышей голосовали за неграждан.

Конечно, с момента этого референдума прошло уже более 10 лет и сознание многих людей вполне могло измениться, поэтому интересно узнать, а что думают о негражданах нынешние избиратели. С 2005-го года, центром исследования рынка и общественного мнения SKDS, ежегодно проводится опрос населения, где жителям Латвии задаётся вопрос, следует ли предоставить негражданам право участвовать в выборах самоуправлений. Тенденция к увеличению согласия с этим утверждением очевидна. Начиная с 2005-го года, поддержка негражданам предоставления этих прав, среди граждан Латвии, выросла на 5%. В 2011-ом году более половины опрошенных граждан – 53,7% ответили на этот вопрос утвердительно.

Среди латышей, участие неграждан в выборах поддерживают 38,1%, а с момента начала проведения этого опроса, поддержка этого утверждения среди них выросла на 4%. На основании этих опросов, вполне можно предположить, что те латыши, которые поддерживают участие неграждан в муниципальных выборах, смогут поддержать и предоставление им автоматического гражданства. Это значит, что примерно треть латышей на будущем референдуме может проголосовать «за», а это даёт очень неплохие шансы на его выигрыш.

С момента вступления в силу поправок, облегчающих процесс натурализации, количество заявлений на получение гражданства резко пошло вверх. На данный момент натурализовалось более 135 тысяч человек и, начиная с 1998-го года, количество граждан нелатышей возросло на 32%. Граждане нелатыши имеющие право голоса, при централизованной явке, вполне могут обеспечить победу на этом референдуме, ведь их количество составляет 423 467 человек. Так что если русскоязычные граждане Латвии захотят поддержать неграждан, то референдум будет выигран; а если к ним присоединится ещё примерно треть латышей, то он может быть выигран с приличным отрывом.

Один прецедент в нашей истории уже был, надеюсь, что и второй тоже имеет место быть. Поэтому, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, думаю, вполне очевиден.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!