Так что же все-таки случилось? Откуда взялись эти страсти в нашей стране, где уже давно ничего интересного не происходит? Сейчас объясню. Как раньше выбирали президента Латвии? А очень просто: полгода в Сейме между партиями правящей коалиции шла торговля. Обычное и понятное дело. На публику этот процесс не выносился, все решалось в "личном общении". Ну и под конец происходили "выборы", после которых народу предъявлялся неизвестный ранее субъект уже в упакованном виде — вот вам, граждане, новый президент. Так выбрали Ульманиса, так выбрали Вайру. Народ, поставленный перед свершившимся фактом, слегка поворчав, успокаивался.
Но на этот раз решили пойти другим путем. Решили до выборов "представлять кандидатов" народу. Тоже, в общем то, дело простое, как огурец. Как у нас представляются партии на выборах? Берется определенная сумма денег, нанимаются пиар-агентства, проплачивается телевидение, газеты. И все происходит благопристойно. Специально нанятые журналисты чинно задают заранее написанные вопросы, на которые кандидаты многозначительно озвучивают заранее написанные ответы.
Но на этот раз никто денег ни прессе, ни телевидению не дал. Сэкономили, блин! И пресса, впервые почувствовав себя свободной (и обиженной), пустилась во все тяжкие — копать компромат. И накопали. Я даже загордился своим, так сказать, цехом. Ведь умеем же, когда захотим!
И на пиар-агентствах тоже сэкономили, про имидж-мейкеров вообще никто не вспомнил. В результате кандидат в президенты Эндзиньш пошел в прямой телеэфир в полосатом костюме и полосатой рубашке (у меня до сих пор в глазах рябит). Кандидата же Затлерса даже постричь по-человечески не догадались. Не нашлось человека, который объяснил бы ему, что "гитлеровские" челочки давно вышли из моды.
Ну и главное: народу не объяснили, как на этот цирк реагировать. И потому наш народ по простоте душевной решил, что кандидаты в президенты представляются ему для выбора. Что, дескать, правящая коалиция интересуется его (народа) авторитетным мнением. Помните у Кэролла в его "Алисе" королева "представляла" блюда за обедом: "Алиса, это — Пудинг. Пудинг, это — Алиса. Унесите Пудинг. Алиса, это — окорок. Окорок, это — Алиса. Унесите Окорок…"
Так вот, изначально подразумевалось, что представление народу кандидатов в президенты будет иметь такой же чисто ритуальный смысл: "Народ, это — Затлерс. Затлерс, это — народ. Унесите Затлерса." А народ этого не понял и решил, что его мнение проигнорировали. А его мнением никто и не собирался интересоваться! Потому и денег на формирование его авторитетного мнения не полагалось. Надо-то было вначале объяснить народу, куда он должен засунуть свое мнение. И он бы с радостью засунул!
Короче, наломали дров. В результате что мы имеем? Народный "нереспект" и народную "неуважуху" свежеизбранному президенту. Честно сказать, мне беднягу Затлерса даже жалко стало. На первой президентской пресс-конференции его топтали ногами и размазывали по стенке все, кроме китайского журналиста из агенства "Синьхуа" (китаец просто не понял, что случилось). Ну и как теперь Затлерсу руководить этой страной? Я бы на его месте не выдержал. Сказал бы что-то типа "да идите вы все в ж… со своим президентством" и ушел, хлопнув дверью.
Кстати, вот это был бы номер!