Последствия экономического кризиса в США могут оказаться тяжелее, чем мы сейчас можем себе представить. Об этом говорят экономические аналитики. Они оценивают эту ситуацию в экономических категориях — биржевые индексы, рецессия и т.д. По-бытовому простое объяснение: американцы, которые в мировой экономике были несоразмерными потребителями, больше не смогут себе позволить столько потреблять. То есть им уже не будут нужны европейские производители. Так по цепочке кризис общества потребления прийдет в Европу и Латвию.
У общества потребления есть и философское значение, характеризующее образ жизни и мышления. Западный мир во главе с США насчитывает лишь чуть больше десятой части населения мира, однако потребляет более половины всех мировых ресурсов как в виде ресурсов, так и в виде товаров. Не было бы ошибкой сказать, что "западники" были более трудолюбивыми, умными и проворными по сравнению с остальным миром. Однако если бы и все остальные были бы прилежными, умными и энергичными, все равно всем не удалось бы насладиться уровнем благосостояния общества потребления США и Западной Европы. Ресурсов на всех бы не хватило. В худшем случае такая всеобщая энергичность уже закончилась бы глобальной катастрофой.
Западное общество привыкло к материальному благополучию, к чрезмерному потреблению нужных и особенно ненужных вещей. Малейшие угрозы привычному потреблению вызывают депрессивные настроения, если материальные ценности являются доминирующими. В этом смысле шоковая терапия пошла бы "западникам" на пользу, она помогла бы им освободиться от излишней зависимости от материального благосостояния.
Исследователи утверждают, что в истории западной экономики всегда были циклические кризисы. И после каждого кризиса Запад становился только сильнее. Однако никогда прежде эти процессы не сопровождались таким стремительным ростом и оптимистическим настроением в других регионах — Китае и Индии, мусульманских странах, а также России.
Сильнее всего Латвии касаются процессы в России. Целенаправленная агрессивная политика в сфере энергоресурсов для русских — международное оружие, которое позволяет завоевывать позиции и для роста собственной экономики. Национальную гордость русских усиливают и победы спортсменов на чемпионатах Европы и мира, которые после долгого перерыва сыплются как из рога изобилия. Идеологически возрождение России идет рука об руку с идеями крепкой руки, восстановления империи, особой миссии славянства и православия. Противовес этому — западная демократия, которая во времена Горбачева и Ельцина разорила мощный потенциал России. США — главное воплощение западной демократии, и чем унизительнее его поражение, тем лучше для идеи возрождения России.
И здесь мы приходим к месту Латвии в этих отношениях. Если смотреть с позиций идеи о могуществе Российской империи, богатая Латвия вне границ империи просто невозможна. По определению. Нельзя же, чтобы хорошо шли дела у того, кто однажды додумался покинуть империю. Не могут хорошо идти дела у последователей западной демократии. История до сих пор знает только одну формулу существования стран-соседей: слабая Россия — свободная Латвия.
Логика имперской политики в отношении Латвии могла бы быть довольно простой: идите с нами, и мы дадим вам хорошие возможности для роста, а если останетесь с американцами, вините себя сами. Латвию могут соблазнять тем, чтобы она "взяла и кинула" европейских союзников. С Россией у вас широкие возможности на быстро растущем рынке, а также крыша для спокойной жизни. С Западом — место в провинции стагнирующей экономики и постоянное беспокойство в отношениях с мощным соседом.
По мере роста мощи России это давление будет только расти. В нем есть и свой соблазн, и своя геополитическая логика. В идеальном варианте у сотрудничества Латвии и России даже много плюсов. К сожалению, в реальной жизни история не складывается из цепочки логичных идеалов. Ни одна власть в истории России или СССР до сих пор не была приемлемой для Латвии даже в качестве наименьшего зла. Не видно ее и сегодня. К тому же мы не знаем, что случится с национальной гордостью и ростом России, если внезапно изменится конъюнктура на энергоресурсы.
Но в любом случае надо учитывать, что Латвии вне какого-либо союза никто — ни Россия, ни Европа, ни ЕС — не позволит чувствовать себя хорошо.
Вот такие провокационные впечатления. Нет дыма без огня.
Перевод с латышского DELFI.
Ilmārs Latkovskis: Desmit gados varam nonākt Krievijas impērijā