"Уличная преступность страшнее, чем организованная, потому что она угрожает всем, а не кому-то адресно. Когда, поставив машину на стоянку, мы возвращаемся домой, мы все становимся населением, независимо от статуса и профессии. Нарастание преступности в кризисное время требует радикальных мер борьбы, а денег в бюджете как будто нет. Однако мы не столь беззащитны перед лицом угрозы.
Средства на профилактику преступности и раскрытие преступлений силами госполиции есть, только сейчас они задействованы в частном охранном бизнесе. Задействованы неэффективно, поэтому их нужно перераспределить, «национализировав» часть этого бизнеса и передав функции реагирования государственной полиции.

Сейчас некоторые коллеги ратуют за более активное внимание предпринимателей к охране имущества, рассказывая страшилки об освободившихся из тюрем преступниках и безработной молодежи. Мол, доверяйте нам, потому что мы усилили тренировки в стрельбе.
Но сколько ни тренируйся в стрельбе (а спецслужбы только этим и занимаются, у них работа состоит в тренировках) — практика показывает: целятся в ноги убегающему жулику, а попадают в голову случайному прохожему. Стрелять вообще нельзя. Кого собираются испугать и в кого попасть?

Самое опасное для бизнеса охранных фирм — может пойти волна, на которой коммерсанты от охраны захотят получить от государства дополнительные и особые права. Не приведи господи, оно эти особые права даст. На волне страха кто-то может сыграть двухходовую комбинацию: дать особые права всем, а когда идея будет дезавуирована (что произойдет обязательно, о чем речь ниже), оставить две-три фирмы «с хорошей репутацией» или «западным капиталом», а остальные прикрыть. Будет решена задача монополизации рынка в интересах определенных бизнес-групп. Задача борьбы с преступностью решена не будет.

Охранник в танке

Почему? Частные охранные структуры по определению не направлены на борьбу с преступностью как социальным явлением. Если их посадить в танки, количество посягательств на собственность останется неизменным. В то же время полиция охраняет всех и никого конкретно.
И за полицию и державу обидно, потому что стало меньше сил и ресурсов для раскрытия тяжких преступлений, которые должны раскрываться априори, показывая неотвратимость возмездия.

Закон об охранной деятельности наделяет работника охраны особыми правами в ограниченном пространстве объекта, принадлежащего физическому или юридическому лицу. Почему возникают претензии к культовым охранным фирмам по поводу кражи шуб из витрины центрального магазина? Претензии обоснованные, но если разобраться — что может увидеть дежурный экипаж, приехав через несколько минут на место события? Разбитую витрину? Даже убегающих с мешками субъектов он, по идее, не вправе ни преследовать, ни задерживать — это могут быть не те люди. Права охранника в такой ситуации идентичны правам любого прохожего. Так что реально охрана может предотвратить покушение на шубы, только находясь внутри магазина. В таком случае у нее есть права действовать и применять силу.

Мощные машины и вооруженные до зубов бойцы предъявляются клиенту в момент заключения договора на охрану. Однако что получает клиент за свои деньги при криминальном событии? По сигналу тревоги на объект выезжает дежурный экипаж его охранной фирмы или другой, связанной с ней договором о взаимопомощи. Транспорт охранных фирм приоритетов в движении не имеет — никаких тебе мигалок или сирен, чтобы растолкать пробки.

Лишнее звено

Если фирма работает хорошо, то к месту преступления она опоздает на 3 минуты. Если плохо — на десять (исключая прибытие по вызову «тревожной кнопки», подаваемому людьми, а не автоматикой). Ведь преступник не идиот и постарается скрыться до прибытия экипажа. Возможности организовать его задержание минимальны — ни перекрыть улицу, ни локализовать подозреваемых работники охранной фирмы не вправе. И правильно: такие права есть только у госполиции. По сути, пультовая охрана и не служит для поимки жулика — она нужна, чтобы ограничить его во времени и не позволить унести много.

Отсюда простые выводы:

  • самых страшных и вооруженных до зубов отправлять на дежурство в охранной фирме не стоит, а тренировки в стрельбе имеют смысл лишь как рекламный прием;
  • устрашение и показуха в презентации охранных фирм бессмысленны, ибо их роль в раскрытии преступления минимальная или никакая;
  • пультовая охрана все-таки нужна, потому что свою профилактическую роль она выполняет, позволяя свести кражи к так называемым «рывковым» (мгновенным), от которых ущерб меньше, и обеспечить страховые гарантии.

Иногда раздаются голоса, что круглосуточное дежурство экипажей охранных фирм позволяет поддерживать общественный порядок. Это тоже миф. Потому что на деле у экипажа нет выбора — вмешаться ли в драку на улице или спешить по вызову на охраняемый объект. Руководитель охранной фирмы несет договорные обязательства перед своими клиентами, и ему такой выбор ни к чему. Ведь целью охранного бизнеса, как всякого иного, является получение прибыли, а вовсе не профилактика преступности. Деньги, собранные с клиентов, позволяют предпринимателю финансировать технические устройства пульта и обеспечивать работу операторов, содержать дежурные экипажи, администрацию и оставлять себе что-то как доход.

По скромным подсчетам, на содержание собственных мобильных групп охранные фирмы тратят порядка 250 000 латов ежемесячно (не менее 3 тысяч на одну машину, в которой круглосуточно находится один работник). 80-90% времени дежурства экипажи охранных фирм проводят в ожидании сигнала тревоги, маясь от безделья. Чтобы уменьшить радиус реагирования каждой машины, фирмы кооперируются, однако в каждом из созданных ими альянсов задействовано одновременно не более 10 экипажей. Прибывая на место преступления и даже задерживая подозреваемого, работники охраны все равно обязаны вызвать полицию. И выступают таким образом как дополнительное звено, снижающее эффективность реагирования.

Полиция вместо охранников

Понятно: в условиях растущей преступности нынешняя схема охраны правопорядка работает плохо. Ухудшение криминогенной обстановки заставляет общество задуматься, можно ли с этим бороться более эффективно?

Мой ответ — да. Требуется изменить схему: разделить бизнес охранных фирм на функции, связанные с обслуживанием пульта и приемом сигнала, и оперативное реагирование, последнее передав государственной полиции. Сделав это, можно резко увеличить эффективность средств, тратящихся на охрану частной собственности, и предупредить множество преступлений, параллельно обеспечив расследование уже совершенных. Переведя работников охраны из подчинения частных структур в государственные, можно вывести на улицы города дополнительно 30-50 экипажей. Согласитесь: одно дело, когда на улице дежурит машина частной охранной фирмы, другое — машина полиции. Опыт показывает, что в радиусе 100 метров от такой машины всегда будет порядок. Само перемещение машин с мигалками по городу — фактор предупреждения преступности, тогда как барражирующие автомобили охранных фирм, с этой точки зрения, просто загрязняют окружающую среду. Кроме того, в централизованной службе госполиции плотность патрулей будет минимум втрое выше, чем сейчас обеспечивают охранные альянсы. Это увеличит вероятность задержания, для чего у экипажа полиции есть все законные права и возможности.

Для этого нужны изменения в Законе об охранной деятельности:

1. Ввести особый вид лицензирования охранных фирм на право передачи сигнала тревоги на пульт полиции. Технические средства должны обеспечивать патрульную автомашину схемой объекта и GPS-координатами, чтобы навигатор бортового компьютера мог быстро составить маршрут подъезда к нему.

2. Разработать порядок приема, обработки и оплаты выездов дежурных экипажей госполиции на охраняемые объекты в зависимости от количества клиентов охранной фирмы. Подобная успешная практика уже есть — у фирм, сотрудничающих с государственным объединением Apsardze. Услуги монтажа сигнализации на объектах и обслуживания пультов не передаются государству, поскольку это предотвратит раздувание административного аппарата и в то же время обеспечит клиента нужной информацией при работе в «штатном» режиме — о времени открытия-закрытия объекта, передвижениях внутри и вокруг него, фиксируемых видеонаблюдением.

3. Разделить функции между коммерсантом и структурой полиции так, чтобы коммерсант организовывал взаимодействие с собственником объекта охраны и имел обязанность перед клиентом и перед полицией в течение разумного интервала времени (например, часа) взять подвергшийся нападению объект под охрану, чтобы освободить патрульный экипаж полиции.

Никаких дополнительных средств для реорганизации не нужно — деньги частных охранных фирм, и так собираемые с клиентов, просто можно перераспределить, дополнив бюджет МВД, а освободившиеся из охранного бизнеса парни перейдут на другую работу.

Бизнес-интересы, амбиции — это все работало, пока в стране был экономический рост и эйфория. А сейчас люмпены возвращаются со строек, делать они ничего не умеют, пополняя ряды потенциального криминалитета. Поэтому существующая профанация охраны должна уступить место реальной защите. Сделать это можно за пару месяцев, а эффект будет заметен сразу. Наличие десятков дежурных экипажей госполиции в городе снизит уличную преступность — жулики побоятся нападать, зная, что сразу будут схвачены.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!