Чтобы понять, что происходит в государстве, необходимо еще раз рассмотреть все причины, приведшие к сегодняшнему кризису. Причин достаточно много, и большинство из них — взаимосвязаны.

Главное, на мой взгляд, что Латвия — страна, живущая прошлым. Судя по словам политиков, страна живет в XXI веке, а на деле — на дворе еще советское время. Это касается подхода к делам и к решению проблем, мышления, отношения к людям. Трагическое прошлое страны не отпускает и застилает глаза, смотрящие в будущее. Жить прошлым, чтобы не забыть, или жить настоящим и будущим, чтобы не повторить (ошибки прошлого)? Что такое трагедия страны? Это маленькие трагедии людей (маленькие для истории, но не для них самих), связанных с нею. Прошлое Латвии трагично? Да, безусловно. Можно ли считать нашу трагедию и боль особой? Попробуем сравнить, чья потеря больше — Абренского уезда (1/20 территории) для Латвии или 2/3 всей территории для Венгрии после Второй мировой войны? Насильственная депортация латышей или смерть сотен тысяч людей от голода с людоедством детей в Молдавии в 50-е годы XX столетия? Лучше не продолжать. Общество (люди), занятое измерением степени боли и трагичности, заводит себя в тупик.

Почему-то часто забывается, что у многих людей, которые волей или неволей связали свою судьбу с Латвией после 1940 года, также были и есть родственники, которые пострадали от репрессий. И что? Теперь им следует предъявлять счет красным латышским стрелкам и их потомкам, которые помогли большевикам устоять?

Страна живет как в зазеркалье: реальная политика — это история прошлого, а вопросы истории — замена политики настоящего. При этом заметим: все это — для простого обывателя, чтобы отвлечь его от проблем повседневной жизни и не забыть, против кого надо проголосовать. Как следствие, фактическая двухобщинность латвийского общества, разделение на русскоязычных и коренных. В течение последних 18 лет благодаря политикам эта проблема только усугублялась, затмевая решение всех насущных проблем жителей страны. Страх перед русскими, которые идут (забывая, что они уже давно здесь), перевешивал страх не попасть в детский сад или не попасть на "бюджет" в ВУЗе. Результат: одно государство — две общины.

Вторая причина: отсутствие конкуренции в политике и госуправлении. Выбрав в начале 1990-х политику удержания власти путем регулярного разыгрывания национальной карты, последние 19 лет страной правила по сути одна "национально-бюрократическая" партия. "Национальная", то есть моноэтническая по составу, использующая национальную риторику на словах, но зачастую забывающая о национальных интересах в делах.
"Бюрократическая", то есть главное направление работы партии — ее адресность (перефразируя товарища В.И.Ленина: "Государство у нас национально озабоченное "с бюрократическими извращениями").

Долгая работа в госучреждении обычно быстро развращает и не способствует деловой инициативе (она просто не поощряется), увеличивая только нагрузку и ответственность для рискнувшего проявить активность, в конечном итоге заставляя его "не высовываться" и концентрироваться на своих собственных интересах. И если еще в 1990-е можно было надеяться на свои умения и талант, то в последние годы главным стало оказаться чьим-то "Жорой", "Лорой" или "Дорой"*. Как результат — огромный бюрократический аппарат, один из самых "раздутых" в ЕС штат госслужащих (при некачественной и минимальной отдаче). Рост уровня коррупции прямо пропорционален количеству чиновников. Ничего нового — только личное.

Третья причина: отсутствие политической, административной и моральной ответственности политиков и бюрократии. Слабость судебной ветви власти, которая зависит от исполнительной и, по сути, покрывает все нарушения власть имущих. В государствах, где такие проблемы минимальны, в случае, когда госконтроль говорит о воровстве казенных средств, обычно дело заканчивается как минимум отставкой чиновника и изменением законодательства, чтобы такие случаи не повторялись. У нас же, независимо от того, потратил ли чиновник несколько латов на один рулончик туалетной бумаги (так сказать "отмыл"), либо просто приватизировал служебную квартиру, результат один — безнаказанность и рост аппетита, приходящего во время "еды". Уровень судебного права и правовой культуры хорошо был продемонстрирован 10 лет назад, когда во время латвийского "педофилгейта", тогдашний министр юстиции и доктор юридических наук Валдис Биркавс на предъявленные обвинения, не нашел ничего лучшего как заявить, что не верит в справедливость судебной системы Латвии и намерен начать бессрочную голодовку. В результате — бесконтрольная власть, повязанная коррупцией, обеспечивающая доход и лояльность внутри системы.

Причина четвертая, наднациональная — общество, больное духовно и утратившее ориентиры развития. Это когда страна позиционирует себя, как развитую, демократичную, современную, а на самом деле не может обеспечить детей детскими садами; вынуждает молодых матерей самим искать педиатров для своих новорожденных, а больных записываться на плановые операции на годы вперед; это когда деньги на ремонт кабинетов врачей хватает, а на то, чтобы заменить в столовых больниц миски и меню времен военного коммунизма — уже нет; когда строительство помпезной библиотеки важнее, чем ремонт подъездной дорожки, палаты и родильного отделения центрального роддома страны, оставшегося со времен оккупации. Это когда первые люди страны, к примеру, в "час Земли" собственноручно отключают электричество на час, спасая экологию, при этом не замечая, что в половине сел и поселков страны всю зиму — мгла, и только один светящийся уличный фонарь на две тысячи человек.

Можно иметь дом, крутой "джип" и при этом выбрасывать свой мусор (и учить этому своих детей) в оплаченный пенсионерами многоквартирного дома мусорный контейнер. Наивно думать, что стань такой человек депутатом, он в первую очередь озаботиться пенсионерами, а не своим карманом. В результате — цинизм, хамство, невежество, неумение выслушать и неуважение к людям со стороны таких же людей одного общества, нас самих.

Причина пятая — проблемы в экономике. Не являясь экономистом, тем не менее попробую изложить свое субъективное мнение. Главная причина сегодняшних трудностей в экономике состоит в том, что среднестатистический латвиец (пусть для многих это прозвучит неприятно), получает зарплату, как минимум в два раза большую, чем реально производит товаров и услуг. Последние шесть лет люди живет явно не по средствам.

Благодаря чему все последние годы происходил "бум" экономики и стремительный рост зарплат? Неужели за счет роста производительности труда, стремительного роста удоев и количества выкопанной картошки? Да нет, судя по полкам магазинов, латвийской картошки стало меньше, а вот литовского молока — больше. "Тучные" 2000-е отнюдь не были результатом бурного развития реального сектора экономики — промышленного производства, сельского хозяйства и инфраструктуры, а были вызваны кредитным бумом на деньги ЕС, МВФ и шведских пенсионеров. "Дешевые" деньги вызвали взрывной рост потребления, спекуляций с недвижимостью, сокращения реального сектора экономики и замещения его потребительской инфраструктурой, для обеспечения, в первую очередь, потребления европейских товаров и услуг. Другими словами, наша страна просто "проела" все выделенные ей "инвестиции". А когда из-за мирового кризиса "денежная" река иссякла и повернула вспять, что сопровождается обменом в Банке Латвии латов на евро, страна фактически оказалась банкротом.

Общая долговая нагрузка населения, в сравнении с доходами, превысила все разумные пределы. И в принципе, уже неважно, каким образом — с девальвацией или без, с введением евро или с латом — расходы государства будут приведены в соответствие с его доходами. Ясно одно, если мы и дальше хотим получать зарплаты и пенсии, а не карточки, то каждый работающий латвиец должен иметь средний доход, приближенный к уровню 2003 года (тогда нетто зарплата в 300 евро считалась очень приличной). Достаточно побывать в любой развитой стране Европы или в США, и убедиться, что умеют и сколько работают у них и у нас. Поверьте, сравнение будет не в нашу пользу.

Что делать? К сожалению, нарисованная мною картина показывает наличие глубокого кризиса политической системы государства, ее экономики и общества. Ситуация, на мой взгляд, зашла так далеко, что без одновременного решения проблем во всех областях стране будет уготована роль бедного квази-государства на задворках Евросоюза. Тем не менее, ситуация небезнадежна. После обретения в 1918-м и восстановления независимости в 1990-м годах, ситуация была гораздо сложнее. "Лечебную терапию" следует начинать с экономики.

Экономика. Чтобы расплатиться с кредиторами (выплаты только госдолга начиная с 2011 года составят по 1 млрд. евро в год) в долгосрочной перспективе и начать зарабатывать, необходимо развитие промышленного производства, сельского хозяйства и инфраструктуры, всего того, что может производить добавленную стоимость. Для этого нужны: девальвация лата, снижение налогового бремени, дешевая рабочая сила и доступные кредиты. Это необходимо для того, чтобы не тратить евро (которые мы не печатаем, а латы МВФ не нужны) на покупку польских яблок и голландской картошки, не дотировать польских крестьян, а платить налоги и производить все в Латвии, на месте (благо не в вечной мерзлоте живем), таким образом создавая рабочие места, гарантию дохода, а значит, и выплаты по взятым кредитам.

Необходимо выбрать приоритеты развития государства. Ими должны стать (наравне с реальным сектором экономики) здравохранение, образование и дети. Международную помощь необходимо направить только на эти цели, а не на покрытие неимоверных расходов "раздутого" госаппарата. Прибавленную стоимость создают только образованные, профессиональные и здоровые люди. И если ради этого придется сократить в три раза госаппарат, с передачей части функций частному сектору, и закрыть половину посольств, то это обязательно надо сделать.

В политике. Партии власти, отодвинув в сторону свои личные и корпоративные интересы, должны прекратить "дележ" шкуры уже давно убитого и съеденного медведя, и подумать о том, чем будут питаться жители страны завтра. Оппозиции же предоставляется реальная возможность на деле реализовать свои идеи.

Труднее всего — консолидировать общество. Остается надеяться, что люди поймут: акцентирование внимания на национальном вопросе не решит проблемы развития нации и государства. Латышские "правые" партии являются просто "паразитами": за 19 лет правления у власти, на словах выступающие за защиту всего латышского, они даже не смогли обеспечить всех нуждающихся детей-латышей местами в детских садах.

Надо начать думать самим и не считать свою страну "центром вселенной", а реально оценивать свои возможности. Можно, конечно, позлорадствовать над банкротством проекта "Латвия для латышей", но, увы, для людей, считающих Латвию своим домом, это слабое утешение. Поэтому надо проявить (всего лишь) немного ответственности за свои поступки, а также уважение и такт по отношению к любому человеку, и тогда любой кризис будет преодолен.


*"Жоры" — жены ответственных работников;
"Доры" — дети ответственных работников;
"Лоры" — любовницы ответственных работников.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!