Представим себе такую картинку. Приходит отец домой и говорит, что теперь он безработный, зарплаты больше не будет, но ему удалось "под честное слово" взять кредит. Заемные деньги позволят семье пожить более или менее некоторое время и надо в первую очередь снизить расходы и экономить на всем, чтобы продлить период спокойной жизни.

Домочадцы задают вопрос: "А может быть главное сейчас — срочно искать работу?", на что папашка отвечает, мол, работа не главное, главное придумать красивый предлог для того, чтобы не отдавать кредит. Как вам это понравится?

Примерно такая же картинка наблюдается и в нашем государстве. Мы взяли кредит, аж 7,5 млрд. евро. Львиная доля этих денег пойдет на поддержку банковского сектора, читай компенсацию убытков банков, которые образовались за счет ипотечных долгов, значительная сумма пойдет на возвращение ранее взятых долгов или продление сроков кредитования.

Уже слышатся предложения о необходимости "изобретения" предлога, для того, чтобы не отдавать кредит. Но наше оптимистическое правительство в последнее время уверенно заявляет, что дна кризиса мы достигли, и теперь нас ждет неизбежное повышение ВВП и соответственно рост благосостояния. Осталось потерпеть каких-то три года. И наступит общее счастье, безработным — работа, врачам — больницы, пенсионерам — полные пенсии, учителям — докризисные ставки. Одним словом всем — все и сразу.

Остается самая малость, так технический пустяк, провести реорганизацию экономики, часто громко именуемую структурными реформами. Посмотрим, что там у правительства по плану.

На первом месте стоит сокращение чиновников в министерствах и агентствах за счет объединения и пересмотра функций. Хорошее начало, вот только первые известные нам объединения реально не уменьшили количество чиновников в некоторых министерствах и несколько странно возросла их зарплата. Надеемся это временные трудности и недочеты, которые будут исправлены.

Следующим очень интересным шагом станет снижение субсидий сельскому хозяйству. Тут палка о двух концах. С одной стороны государство уже много лет вкладывало деньги налогоплательщиков в частный бизнес, который во многих случаях приносил доход только и исключительно самим фермерам, но не налогоплательщикам. С другой стороны есть и рентабельные сельхозпредприятия и, как у нас часто бывает, в первую очередь финансовые сокращения затронут именно эти хозяйства. До сих пор нет полной ясности в вопросе выбора приоритетов развития сельского хозяйства. Однако ясно одно, пора серьезно говорить о коллективизации. Одиночные сельские хозяйства в массе своей нерентабельны и только проедают деньги госбюджета. И структурные фонды ЕС, на помощь которых рассчитывали наши крестьяне, не помогут. Пора в кооперативы-колхозы, пускай в другие, не такие как при советской власти, но объединение — это спасение сельского хозяйства. Но в документах о намерениях правительства об этом нет ни слова. Что ж, посмотрим, что там еще написано.

Наконец-то. Снижение затрат на оборону с 1,4% от ВВП, до 1%. Уж десять лет все кому не лень твердят, что армии в современном понимании этого слова у нас нет. Есть потешный полк. Много генералов и офицеров, немного солдат и совсем смешная военная техника. Стоит ли тратить огромные, по нашим меркам, деньги на абсолютно не боеспособную армию? Не было бы счастья, так несчастье помогло. Теперь уже деться некуда и правительство сокращает военные расходы.

Что у нас там еще? Оптимизация количества посольств. Тоже неплохо. Пересмотр бюджета строительства Национальной библиотеки. Очень даже правильно, вряд ли оскорбленные читатели выйдут на пикет с черными шариками.

Теперь о грустном. В следующем году планируется сокращение социальных пособий, но зато расширение сети социальной безопасности. Видимо предполагается суммы пособий уменьшить, но увеличить количество лиц, которым будут выдавать по буханке хлеба в месяц в качестве компенсации. Каким местом думали, принимая такое решение, в документах не написано. Такое вот расширение сети социальной помощи — с голоду не умрешь, но и жить нормально не получится.

Чтобы люди не тратили зря время, решено снизить дотации общественному транспорту. И то верно, нечего часто из деревни в город ездить на общественном транспорте на работу или там на биржу труда. Раз в месяц за буханкой хлеба социальной поддержки съездил и сиди дома. Получается, что экономить и спасать государство будут в основном пенсионеры и малообеспеченные. А как же социальная солидарность? Почему наши олигархи в этом благородном деле не участвуют? Ведь им от общего имущества досталось больше других, и было бы справедливо, если сейчас они в общее дело спасения государства от банкротства внесли свою немалую лепту. Но в планах правительства ничего такого нет.

Мы не экономисты, но и мы понимаем, что выход из кризиса достигается не только и не столько сокращением расходов и экономией бюджетных средств, сколько сохранением существующих и созданием новых рабочих мест. Ведь рабочие места — это налоги в бюджет, вряд ли кредитная манна будет вечной. Долго и внимательно мы изучали документы правительства на предмет сохранения и создания новых рабочих мест. Ничего. Просто ничего. Не может быть? А как же тогда гордые заявления наших министров о том, что мы уже на дне и теперь будем обязательно выплывать, мол другого пути у нас нет? А как выплывать, если не развивать производство?

Кто там мечтает об окончании кризиса в нашем отдельно взятом государстве в 2012 году? С подготовленной правительством программой мечты не сбудутся. Мы заявляем это со всей ответственностью. Но мы знаем, когда закончится кризис. И откроем эту тайну.

За девятнадцать лет независимости многое тайное стало явным. Например, стало ясно, что без внешней помощи наше государство существовать не может. Стало ясно и то, что Евросоюз вовсе не та организация, которая нас будет постоянно спасать, вкалывая очередную дозу кредитной инъекции. Строить заводы и фабрики еврочиновники у нас тоже не планируют. Им куда интереснее и выгоднее закрывать у нас последние, как это было с сахарными заводами и многими другими.

А кто же нам может реально помочь созданием новых рабочих мест? Только Россия. Вот когда мы нормализуем наши отношения с Россией и создадим единое экономическое пространство, а также единое образовательное, гуманитарное и другие очень выгодные для нас пространства, тогда и закончится кризис. Мы России интересны как транзитный коридор в Евросоюз, как удобное место для создания ряда промышленных производств, прежде всего машиностроительных. Не национальные библиотеки, центры развлечений, самые дорогие в Европе мосты нужно строить, а восстанавливать промышленные предприятия и объединять сельские хозяйства. Это и есть по нашему мнению путь выхода из кризиса для достижения устойчивого развития. Россия в данном случае наш единственный шанс, другого нет и не будет.

И кто бы к власти не пришел, можно уверенно сказать, без нормализации отношений с Россией, кризис останется с нами надолго. Власти получили то за что боролись — голодную и раздетую свободу, не рыночную экономику, а базар и толкучку для нищих.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!