Французский философ Андре Глюксман этой осенью в Праге на конференции, посвященной 20-летию Бархатной революции, призвал увидеть две России — Россию Владимира Путина и Россию Анны Политковской. Авторитарную, ограничивающую гражданские свободы, ностальгирующую по империи и накачанную нефтедолларами "систему Путина". И Россию демократических граждан, защитников прав человека и смелых противников системы.

"Да, с Россией надо дружить, но с какой Россией — Путина или Политковской?", — спросил Глюксман.

На этой неделе в Брюсселе можно увидеть обе России.

Россию Путина представляют русские империалисты и нанятые ими "эксперты" — посол в НАТО Дмитрий Рогозин, политик-националист и историк Наталия Нарочницкая и Татьяна Жданок. "Система Путина" попытается привлечь внимание к книге "Возможность выжить: права меньшинств в Эстонии и Латвии", в которой оправдывается российская и советская русификация и очерняется европейский выбор и политика народов Латвии и Эстонии. В качестве оправдания служит ссылка на историческое право России на страны Балтии, "включение которых в СССР в 1944 году не было, как многие сейчас утверждают, голым примером русской агрессии, а восстановлением ситуации, которая существовала веками и которую в любом случае многие поддерживали".

Россию Анны Политковской представляет правозащитник, председатель общества "Мемориал" и видный советский диссидент Сергей Ковалев, а также историк Юрий Афанасьев. Сегодня в Европарламенте они рассказывают о гримасах путинской системы и призывают европейских интеллектуалов к солидарному сопротивлению кремлевскому режиму и меркантильным сделкам монополистов Западной Европы с Путиным.

Вроде все понятно. Так сказать, борьба идей, разнообразие мнений…

Но меня занимает другой вопрос — какую Латвию и какую Европу представляет Татьяна Жданок, и сколько на самом деле существует Латвий? Сколько имеется соотечественников, которые скандируют патриотические фразы, но стремительно поддаются "мягкой власти" России и еще пытаются убедить сомневающихся в ожидаемых экономических благах — современных молочных реках и кисельных берегах, которые потекут в Латвии, если "мы будем правильно говорить с Россией".

В период между мировыми войнами в Латвии тоже существовало два течения — "западники" и "восточники". "Западники" были за сотрудничество с Европой, "восточники" — с Советским Союзом. Сколько же черной икры и водочки понадобилось на приемах в посольстве СССР, чтобы латышские предприниматели, журналисты и интеллектуалы поверили, что Советы — это истинный друг нашей страны! Конечно, это было проще, чем развить Латвию до такого уровня, чтобы мы могли полноценно конкурировать в Европе. Так незаметно пришел 1940-й год…

Сейчас 1940-го года не будет, наступили другие времена. На этот раз 1940-й год зреет в наших умах и сердцах, поэтому сегодня так легко "внедриться" в страну, народ которой больше не верит себе, и политиков которой так легко сделать "своими". Существуют и другие средства, как "мягкая власть" может созреть до уровня настоящей власти — растущее влияние российских СМИ, приток грязных денег, "газовая игла", взаимовыгодные сделки с "политбизнесменами" и поддержка их политических достижений.

Если на помощь "мягкой власти" приходят еще и наши видные соотечественники, которые рассказывают, насколько латышский народ нуждается в настоящем хозяине и вожде, то становится не по себе от тех исторических параллелей, которые Латвия уже когда-то пережила…

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !