После долгих лет плановой экономики и восстановления независимости экономическая политика Латвии была основана на вере в то, что свободный рынок гарантирует развитие и автоматически приведет к благополучию. Однако в странах, которые осуществили качественный скачок в экономике и достигли значительной конкурентоспособности, — Германии, Японии, Южной Корее, Таиланде, Гонконге, Сингапуре, Ирландии (в индустриальном секторе) — конкурентоспособность развивалась не "сама по себе", а в результате продуманной и целенаправленной индустриальной политики. Это вовсе не означает, что нужно вернуться к плановой экономике. Но в распоряжении государства есть инструменты, позволяющие стимулировать частную инициативу в желаемом направлении.

Несмотря на веру в свободный рынок, основой латвийского экспорта являются предприятия с большими государственными ресурсами, созданные еще в советские времена, — Latvijas Finieris, Liepājas Metalurgs, Grindeks, Bolderāja, Latvijas Balzāms, Valmieras Stikla Šķiedra и другие.

В отличие от советских времен, государство, конечно, не может полностью взять инициативу в свои руки, а также оплатить создание таких предприятий. Однако оно может дать стимул для частного сектора, чтобы вкладывать в производство, ориентированное на экспорт. Один из основных экономических законов гласит, что предприниматели реагируют на стимулы, все остальное — комментарии.

Латвийский Клуб экспортеров и инвесторов предлагает реализовать амбициозную программу развития промышленности, сравнимую с "Планом Маршалла", который сделал Германию крупнейшим экспортером в мире. Нужно ежегодно объявлять 5-6 конкурсов на индустриальные проекты национального масштаба стоимостью 50-100 млн. евро, из которых 15-20 млн. евро составит софинансирование программ структурных фондов. Таким образом государство возьмет на себя лишь часть бремени, побудив частный сектор инвестировать именно в экспортирующие отрасли, делать это именно в Латвии и, учитывая собственные риски бизнесменов, создавать продукты, которые можно продать. Решающими критериями при выделении поддержки должны быть объем экспорта, число рабочих мест, налоговые доходы и влияние на другие отрасли в Латвии.

Проекты конкурса должна оценивать комиссия из специалистов высокого уровня, включая ученых и отраслевых профессионалов. Нужно также следить за реализацией проектов, в том числе на правительственном уровне. Поддерживать следует только (!) успешные проекты.

До этого Латвийское Агентство инвестиций и развития (LIAA) уже пыталось создать новое производство за счет программы "Инвестиции с высокой добавленной стоимостью". Благодаря этому было реализовано 30 проектов по увеличению экспортных мощностей и созданию совершенно новых заводов. Оказалось, что за счет инвестиций в размере 77 млн. латов из структурных фондов ЕС можно добиться, чтобы частный сектор вложил почти 200 млн. латов. Мы не должны останавливаться на одном успешном эксперименте, а концентрировать намного больше ресурсов для поддержки нашего приоритета — развития обрабатывающей промышленности.

Самое интересное — деньги у нас есть! Из предусмотренных для Латвии в период 2007-2013 года 3,2 млрд. латов израсходовано 1,7 млрд. латов. Осталось еще 1,5 млрд. латов. эти огромные средства структурных фондов предусмотрены, чтобы Латвия модернизировала свою экономику и из бедной родственницы превратилась в страну, которая в состоянии себя обеспечить.

Оставшаяся часть структурных фондов ЕС предусмотрена для программ, в рамках которых финансируется приобретение IT-программ для госучреждений, реставрация памятников, создание водных хозяйств в мелких самоуправлениях, развитие самоуправлений (казалось бы, хорошая программа, в результате которой появляются, в основном, спортивные холлы и дома культуры), ремонт дорог и так далее. Очевидно, что спортивные холлы, памятники и программы IT сами по себе хороши, но сейчас не являются приоритетом. Нам нужно купить удочку, а не рыбу. Благодаря разумным инвестициям в программу развития промышленности, мы получим ощутимый результат — современное мощнейшее производство, которое будет генерировать экспортные доходы.

В противном случае — каковы наши альтернативы? Есть мнение, что достаточно улучшить предпринимательскую среду и облегчить жизнь мелким предприятиям, и безработные сразу же бросятся в бизнес. Любые меры по улучшению жизни мелких и микропредприятий приветствуются. Но почему они должны расцвести, если вокруг нет платежеспособных клиентов? Мелкие предприятия обычно не работают на экспорт. Они предоставляют услуги внутри страны и, так сказать, переводят из одного кармана в другой уже имеющиеся деньги, но они не приносят "новые" деньги из других стран. Реальность такова, что экспортеры, которые привлекают средства из-за рубежа, представляют собой достаточно мощные предприятия. Они должны конкурировать не с местным кабачком, а аналогичными предприятиями Швеции, Германии, Финляндии и других стран, для которых мощность является частью конкурентоспособности. К тому же, крупнейшие предприятия Латвии на международном уровне являются всего лишь середнячками.

Если хотя бы десятая часть оставшихся 1,5 млрд. латов из структурных фондов будет потрачена на целенаправленную поддержку инвестиций в экспортные отрасли, у нас есть надежды от постулатов об экспорте и обрабатывающей промышленности перейти к делу — модернизации экономики в направлении производства и высоких технологий. Настолько крупные средства структурных фондов ЕС даны нам лишь однажды. Нужно использовать их так, чтобы потом не было мучительно больно из-за бессмысленно потраченных денег.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!