Иногда устами не самых умных людей глаголет истина. Тонны справедливых насмешек обрушились (и я внес свою лепту) на опрос о будущем премьере, затеянный объединением "Vienotība". Некими веселыми людьми создан даже интернет-ресурс, пародирующий задумку "Единства": премьер Домбровскис конкурирует с комиком Андрюшенькой…

Все это так, но надо признать, что именно лидеры "Единства" своей рекламной акцией точно указали на главный вопрос предстоящих выборов. Я формулирую его так: премьер-националист или премьер-прагматик?

20 лет Латвией рулили люди и партии, исходившие из принципа: что плохо для русских, то хорошо для Латвии. Я ничуть не утрирую. Любое разумное хозяйственное решение, если его прямым или побочным следствием мог стать рост влияния местных русских, блокировалось.

Не только в Латвии, но почти на всем постсоветском пространстве произошел погром промышленности и науки, но мало где это было проделано с таким рвением. С одной лишь целью: разрушить коллективы, где преобладали русские.

Тот же туризм, о необходимости развития которого говорят все двадцать лет независимости, все никак не разовьется. Потому что развиться по-крупному он может только в результате мощного потока (а не ручейка, как сейчас) туристов из России. А это в глазах националистов чревато тем, что местные русские почувствуют себя поувереннее и будут вести себя побойчее…

Я уже не говорю о кадровой политике. В отсутствие конкуренции с русскими, на высоких постах оказались люди, которые, вполне допускаю, могли быть отличными бухгалтерами фирм или уважаемыми мэрами городков с населением в 10-15 тысяч, но у которых напрочь отсутствует то, что латыши называют "valstiskā domāšana" (государственное мышление).

Недавно Дзинтра Хирша высказалась, что нельзя при приеме на работу в частные фирмы требовать от человека знания русского языка. Конечно, эту вопиющую нелепость более респектабельные, покатавшиеся "по Европам", лидеры националистов вслух не повторят. Но сознание их устроено точно так же. Любой шаг, даже шажок навстречу русским или русскому языку воспринимается ими как приближение к неминуемой катастрофе. А в итоге катастрофу терпит государство Латвийская Республика.

Не буду дальше множить примеры, они у всех на виду и на слуху. Резюме: идеология национализма вошла в прямой конфликт с государственным интересом. Конфликт существовал все 20 лет, но, благодаря экономическому обвалу, он стал очевиден даже для тех, кто был слеп.

Сегодня возникла возможность этот пагубный курс изменить. Причины, почему такая возможность появилась? Скажу честно: не знаю. Я не специалист по глубокому геополитическому бурению. Возможно, действительно есть какое-то российско-американское соглашение. По крайней мере, об этом очень активно шушукаются в т.н. "информированных кругах". В пользу этой версии свидетельствуют и "прорусские" высказывания некоторых латвийских ВИП-персон: начальника контрразведки Кажоциньша, главы ЦИК Цимдарса и др.

Но еще раз повторю, важны не причины, а важно то, что этот благоприятный момент для ревизии предшествующего государственного курса может так же неожиданно исчезнуть, как и возник. Поменяется направление ветра в мировой политике, например…

Выборы должны дать ответ на главный вопрос: будет ли подвергнута ревизии нынешняя идеология или все останется как есть? Есть и много неглавных вопросов, как-то: пройдет ли такая-то партия в Сейм, и если пройдет, то будет ли у нее 6 или7 мандатов? Соберет ли другая партия 1,5 процента или все-таки аж 2,5 и таким образом подсядет на скромное государственное финансирование? Много ли процентов оттяпают крайние националисты у некрайних? И так далее.

Все это весьма интересно для самих этих партий, но никакого отношения к возможному повороту государственного руля не имеет. Националист или прагматик возглавит правительство? — вот что решается на этих выборах. Все остальное — фон и детали.

Ясно, что ни при каком раскладе национализм не будет политически разгромлен и выброшен на свалку истории. Националисты сохранят сильные позиции и в случае поражения на выборах. В двухобщинном государстве (каковым Латвия реально является) национализм неизбежен. Но националисты потеряют МОНОПОЛИЮ на власть, и не просто на ближайшие годы, а навсегда.

Вот почему я считаю этот момент историческим, и глупо было бы его проворонить.

Никаких розовых иллюзий относительно "прагматиков" у меня нет. Я уверен лишь в одном: если они будут доминировать в правительстве, политика этого правительства не будет антирусской. Да, скорей всего, она будет расплывчатой, половинчатой, двусмысленной и т.п. Медленным и скрипучим будет поворот руля. Но вышеупомянутый принцип — "что плохо для русских, то хорошо для Латвии" — будет наконец отброшен. Если не добрая воля, то политическая необходимость (желание остаться у власти, называя вещи своими именами) вынудит прагматиков это сделать.

Конечно, прекрасно было бы решить все проблемы скопом: и национальные, и социальные, и все-все-все. Увы, не получится. А вот премьер-ненационалист — это реальная, ВЫПОЛНИМАЯ цель. И в достижении ее заинтересованы и латыши тоже. Прагматический курс — он, может быть, усилит их бытовую нервозность (например, нашествие русских туристов или таблички с русскими фамилиями на кабинетах министерств), зато спасет государство. Тогда как националистический курс ведет к краху государства, ибо "дом, разделенный надвое, не устоит".

По ряду моментов позиция ЗаПЧЕЛ лично мне ближе, чем уклончивость и витиеватость "Центра согласия". Но если выбирать, что важнее: чтобы прямой Володя Бузаев попал в Сейм или чтобы хитрый господин Урбанович возглавил правительство Латвийской Республики, я однозначно выберу второй вариант. Потому что это выбор между топтанием на месте и шагом вперед.

Сам я не могу баллотироваться, потому что министерство внутренних дел уперлось рогом и так и не допустило меня к экзамену на получение гражданства (которое я все равно у них выгрызу, это уже вопрос принципа). Но партия, которую я возглавляю — "Движение 13 января" — могла участвовать в выборах, и часть моих товарищей на этом настаивало. Тем не менее, я принял решение — не участвовать, потому что на данном этапе это был бы отъем голосов, и не более того. Были какие-то скользкие финансовые предложения, именно рассчитанные на распыление голосов, я их отверг. Это не последние выборы в Латвии.

Выборы — это та же война. Разве что методы другие — мирные, но закономерности те же. Нельзя прорвать линию фронта путем разрозненных хаотичных ударов. Бить надо в одну точку и с максимальной силой.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !