Решение сейма об участии Латвии в иракском конфликте никоим образом не меняет пребывание Латвии в списках активных сторонников войны в Ираке. Не знаю, какой была формулировка Японии, если в списках поддержавших антииракскую коалицию, Япония проходила с оговоркой "только после войны". Но именно такой ясности в отношении позиции Латвии следовало бы добиться и сейму.
Однако веселое оживление депутатов (в том числе и от Народной партии) и взрывы искреннего смеха после возвращения законопроекта в комиссию свидетельствует о том, что они находятся в другом измерении — отличающемся от того, в котором пребывает большая часть народа. Непрерывные ухмылки и самоуверенное покачивание головой предводителей нашей внешней политики дает понять, что они полностью уверены в правильности своих действий. Однако им следовало бы публично признать, что этот шаг продиктован расчетом, и он никак не связан со справедливостью, не говоря уже о презумпции невиновности.

Задолго до каких-либо решений сейма — еще 30 января — в скандально известном интервью газете The New York Sun посол Латвии в Соединенных Штатах заявил, что США могут смело положиться на поддержку Латвии и без резолюции ООН. Латвия готова поддержать США, что бы те не предприняли. Даже если это война.

И Латвия уверенно бросилась в сомнительное мероприятие, поскольку хорошие отношения с США превыше всего. Но Эйнарсу Репше все же следовало бы подняться на трибуну и ясно сказать: "Да, эта война имеет неясное правовое обоснование и, возможно, незаконна с точки зрения международного права, однако национальные интересы Латвии заставляют поддерживать США, чтобы они не делали, даже если эти действия включают в себя вторжение в другую страну, убийства и изгнание миллионов людей из их домов. Мы признаем, что никакого оружия массового поражения в Ираке не обнаружено, и признаем, что устав ООН запрещает насильственную смену правительства в другой стране, однако в этой ситуации принятие Латвией стороны США отвечает латвийским долговременным национальным интересам. Да, мы открыто примем участие в совершении военного преступления, однако я убежден, что нас за это никто не осудит (разве что только морально), поскольку история доказывает, что победителей не судят".

И не нужны все эти выдумки об "оружии массового поражения" (которое никто так и не видел) и "тысячах отравленных курдов" (которых отравил Иран, а вовсе не Ирак). Но, к сожалению, премьер независимой страны Латвии слово в слово повторяет сфабрикованные другой страной аргументы. Сандре Калниете не мешало бы прекратить путать номера резолюций, стоило бы открыто заявить: "Я очень уважаю международное право, и мне симпатичны его идеи, однако в реальном мире они не действуют, и правда только у того, кто сильнее. Единственная возможность сохранить независимость Латвии — это поддержать какую-нибудь крупную державу".

"Мы выбрали США, и нам нужно их поддерживать, какими бы нелепыми, абсурдными или неприемлемыми не были их действия. Я отчетливо понимаю, что агрессия США против Ирака не признана Советом безопасности ООН и знаю, что генеральный секретарь ООН считает ее незаконной, однако латвийские национальные интересы заставляют Латвию поддержать США и в этой ситуации", — вот что нужно было сказать Калниете.

Вместе с г-жой Сандрой Калниете во внешнюю политику Латвии пришли открытый цинизм и расчет. Однако как бы она не просчиталась. Мы не знаем, в каком направлении направится наводить порядок следующая великая держава. Ирак является только случайной жертвой. В Ираке Соединенные Штаты хотят "разоружить Хусейна" и "отвести угрозы международного терроризма". Конфликт между британской разведывательной службой и британским правительством показал, что связи с терроризмом обнаружить не удалось, и Тони Блэр был обвинен во лжи и искажении фактов. Теперь Бушу необходимо готовиться "правильно" преподнести факт, что в Ираке так и не удастся найти никакого оружия массового поражения (для его поиска сформированы специальные подразделения). Как иронизировали в юмористической передаче CNN, в Ираке после долгих поисков все же удалось найти оружие массового поражения. Проблема только в том, что оно находится в Северной Корее.

Перевод с латышского

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!