Шеф-редактор "Коммерсант Baltic" Юрий Алексеев считает, что дареному коню в зубы не смотрят, и обижается за своего друга, большого коммерсанта, которому посол России в Латвии вернул спонсорский взнос, выделенный на празднование 60-летия Победы. Хотя может быть и другая точка зрения, высказанная, кажется, Львом Николаевичем в одной из дидактических сказок для деток: давать нужно так, чтобы можно было взять.

Но не эта коллизия была темой моей
ответной статьи
. Я писал о том, что в обличительном задоре негоже талантливому человеку, редактору и депутату скатываться до маргинального хамства, публиковать чужие письма без уведомления о сем их автора и доносить в МИД соседней страны, что ее посол в нашей стране обидел уважаемого человека.

Думал, что на этом дело и закончится. Ан нет, г-на Алексеева вновь понесло. Не ответив от своего имени по существу ни на одну из высказанных мною претензий, он просветил читающую публику, что Зубарев, вероятно, поет со слов пресс-секретаря российского посольства, и уж точно от имени посла России договаривался о встрече с Большим Другом Алексеева (БДА). А квинтэссенция отпора "продажному Зубареву" — совет г-ну Калюжному: "Зачем Вам, серьезному человеку, прибегать к посредству плохоньких статей платных журналистов, чтобы высказаться?

Словом, в огороде бузина, а в Киеве дядька.

Отчего же я в своей статье обошел тему, огненно заостренную коллегой? Да очень просто. "Смертельную" обиду посол нанес не Алексееву, а его Большому Другу. Если бы сам БДА через прессу решил "растереть" посла, счел бы нормальным, но "дело" было отдано специалисту. Наконец, кабы Юрий узнал бы точку зрения г-на Калюжного, и потом выложил на полосе ДВА мнения, это было бы профессионально. Но дуть в чужую дудку с собственными измышлениями, как мне кажется, недостойно самого Алексеева.

А, может, у г-на редактора-политика другого выхода не было? Это я и проверил. Но прежде, чем рассказать об этом, немного о тех, кого Алексеев столкнул лбами.

Виктор Калюжный — знаковое лицо в российской энергетике. Напомню, что после того, как он оставил пост министра энергетики, в ранге зам. министра иностранных дел России разруливал сложную международную ситуацию вокруг нефтеносного шельфа Каспийского моря, и таки разрулил. Какова ситуация с нефтетранзитом из России в нашей стране известна, и дополнительная возможность в лице г-на Калюжного разрулить и ее, на пользу Латвии или во вред?

Теперь о Большом Друге Алексеева. Настоящее его имя уже ни для кого не секрет, потому что он сам выступал в комментариях на DELFI и по первой статье Алексеева, и по второй. Меня он не комментировал, потому что прочел поздно. И уж Вам-то, г-н Алексеев, в отличие от самых широких народных масс, очень хорошо известно, что по нынешним временам БДА едва ли не самый крупный латвийский транзитчик нефтепродуктов, производимых на российских заводах (эти данные открыты и доступны любому любопытствующему). И вновь повторюсь: кому и зачем выгодно затевать публичную свару по теме Калюжный-БДА? Знал бы ответ, сказал бы. Но точно не нашей с Вами, Юрий, стране.

А теперь о том, что мог сделать г-н Алексеев, но не сделал, не дождавшись от секретарей посла приглашения на беседу.

Я набираю номер посольского коммутатора, меня соединяют с помощником посла, я ему рассказываю, что меня интересует. Через некоторое время звонок, г-н Калюжный назначает время встречи. Без обиняков отвечает на все мои вопросы, включая мотивацию своих писем к БДА, с котором общался лишь мельком на одном из приемов по представлению известного латвийского политика. Зла на БДА не держит.

Иду к БДА, старинному знакомцу, с которым, бывало спорил о том о сем (но в друзьях не числюсь). Получаю совершенно четкие ответы на вопросы, откуда и как растут ноги у алексеевского "гвоздя" номера в "Коммерсант Baltic", и теперь мы с Вами, Юрий, совершенно четко знаем, в чем Вы, скажем так, лукавите. Зла на посла БДА не держит.

И мне становится совершенно ясно, что в основе мотивации раздутого пузыря недоразумение, даже два: одно в посольстве, другое у БДА (частично он это признал — см. в комментариях к последней статье Алексеева пост, появившийся в 15.17 02.06.05. И они разрешимы за столом. Если бы это было сделано ДО алексеевского "залпа", то и залпа не потребовалось бы.

Теперь о том, почему я не расписываю все свои беседы в подробностях. Потому что и посол, и БДА доверились лично мне, а захоти они сделать их публичными, то на это в посольстве есть пресс-секретарь, а у БДА — Алексеев. А если бы руководство издательского дома Fenster захотело сделать достоянием гласности те решения, которые оно приняло после Вашей первой статьи, то они были бы опубликованы в Вашей же газете (в которой второй Вашей статьи я не нашел, что уже наводит на некоторые размышления).

Впрочем, бросается в глаза один нюанс. Первый раз с БДА я общался во второй половине 1 июня, а уже в ночь с 1-го на 2-е Юрий изучал учебник по этике, и в 14.17 нового дня опубликовал на DELFI то, о чем на тот период знали лишь двое — я и БДА. И немалые куски из этого произведения я слово в слово слышал за сутки ДО публикации из уст БДА. Я, как вы понимаете, не считал необходимым информировать г-на правдореза о своей приватной беседе с Большим Другом Алексеева. И совсем уж беда, что он не знал, что ближе к вечеру того же дня у меня была вторая беседа с БДА. Поэтому одну Юрину ложь из скопища вранья, а именно по поводу "заказухи" послом моей статьи вынужден был опровергнуть в своем комментарии на DELFI БДА: "Зубарев вчера по собственной инициативе звонил бизнесмену, старался всех помирить, предлагал посреднические услуги. Бизнесмен сказал, что, собственно говоря, не было предмета для ссоры. Зубарев сделал два челночных рейса туда и обратно, но высокие недоговорившиеся стороны разошлись в определении того, что есть частное письмо, а что — личное. На сем свою миссию Зубарев счел исчерпанной".

Как там у Булгакова? Поздравляю Вас соврамши, вроде так.

И последнее. О Вашей угрозе послу сообщить о его недостойном поведении в МИД России. Вам, как никому другому, известно, что во 2-м Европейском отделе МИДа РФ есть сектор Латвии, сотрудники которого получают деньги в том числе и за то, что читают латвийские (в том числе и вашу) газеты, а также проводят постоянный мониторинг DELFI, стало быть, уже дважды узнали о том, что Вы хотели довести до всей прогрессивной общественности. Кроме того, Вы не вчера появились на свет божий и должны бы знать хотя бы по должности, что в каждом посольстве любой страны есть специальные люди, которые сообщают, куда следует о каждом шаге своих послов, и за это тоже деньги получают. Но заниматься подобным необходимым, но малопочтенным занятием по собственной инициативе на общественных началах и внештатно, а потом трубить об этом, как минимум, на два государства… Увольте, кажется, мир рухнул окончательно.

Вы тут пишете, что "фильтруете свой базар", что в переводе с блатного на нормальный язык означает, что разбираетесь в ситуации. Тогда прошу у Вас о трех вещах:

  1. Не могли бы Вы представить документальные доказательства своим утверждениям, будто посол России в Латвии — "браток".
  2. Достаточно ли недоразумение, возникшее между Большим Другом Алексеева и послом, чтобы официально заявить: "Когда внешней политикой страны заправляют господа вроде товарища Сливкина, кто к нам будет посылать серьезных дипломатов? С дефективными лучше всего находят общий язык такие же дефективные".
  3. Когда депутат Сейма Кирштейн озвучил инструкцию "Русским — в морду, почему именно Вы бросились так рьяно ее исполнять и в качестве объекта приложения своих сил избрали посла России в Латвии?
Коли получу удовлетворительные ответы на эти вопросы, доказывающие ошибочность моих взглядов, на людях извинюсь перед Вами. В противном случае Вам-таки придется побегать по городу в поисках денег на хорошего адвоката. Посол вряд ли опустится до того чтобы требовать сатисфакции в суде за оскорбление чести и достоинства официального представителя страны. Я же человек попроще. Вы публично обвинили меня во лжи и в завуалированном виде дали понять, что я получаю жалование от посольства России в Латвии. Такие вещи, голубчик, доказывать надобно, что Вам и предстоит; глядишь деньги на адвоката у БДА просить придется.

Кстати, в качестве свидетеля со своей стороны я приглашу в суд Большого Друга Алексеева. Как бы я к позиции БДА не относился, но снимаю перед ним шляпу, так как, не смотря на особые отношения с Алексеевым, он разоблачил депутатскую ложь, рассказав на DELFI о содержании моей миссии и ее истоках.

Вы свое последнее сочинение озаглавили цитатой из Жванецкого: "Нормально, Григорий!" Между тем нормального, Юрий, мало.


Этой статьей DELFI закрывает дискуссию о журналистской и дипломатической этике между Юрием Алексеевым и Григорием Зубаревым. Редакция просит стороны перенести обмен мнениями в комментарии к данной статье. "Версий" на данную тему больше не будет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!