Foto: Itar-Tass/Scanpix
Ужасный взрыв в московском аэропорту Домодедово вызывает вопрос о дееспособности российских органов безопасности.

Теракт в московском аэропорту Домодедово немецкий министр иностранных дел Гидо Вестервелле назвал варварским актом. Совершенно справедливо. Такому подлому преступлению нет оправдания. Мы выражаем сочувствие родным и близким жертв теракта.

Ужасно то, что снова и снова в России происходят такие жестокие преступления. Безусловно, трудно распознать террористов заранее, чтобы своевременно предотвратить теракты, подготавливаемые, как правило, маленькими группами. Аналогичные преступления в Лондоне, Мадриде и других городах показали, что, к сожалению, сегодня не существует стопроцентной гарантии безопасности. Однако после терактов возникают два правомерных вопроса: кто совершил преступление, и почему оно не могло быть предотвращено?

"Северокавказский след"

На первый вопрос в России отвечают сразу, видя за подобными преступлениями "северокавказский след". И в организации теракта в Домодедово подозревают преступников из Чечни или Северного Кавказа. Этот нестабильный регион на протяжении многих лет является пороховой бочкой России. Социальные проблемы, высокий уровень безработицы среди молодежи, этническая напряженность, войны в Чечне, характеризовавшиеся крайней жестокостью с обеих противоборствующих сторон, создали здесь ситуацию, близкую к хаосу. Почти ежедневно в республиках Северного Кавказа совершаются теракты или происходят перестрелки между исламскими боевиками и представителями правоохранительных органов.

Эту печальную повседневность многие москвичи и жители Центральной России не воспринимают уже близко к сердцу. Чудовищными терактами в российской столице террористы хотят вызвать страх и вновь привлечь к себе внимание. Вероятно, речь идет и о внутренней борьбе за власть в группировках исламистских боевиков. Конкретные требования террористы, во всяком случае, не предъявляют. Поэтому нельзя говорить и о возможности политического решения.

В настоящий момент на Северном Кавказе нет ни одной организации боевиков, с которой российское правительство могло бы вести переговоры, даже, если бы захотело. Хотя такие переговоры после этого зверского преступления трудно себе представить с морально-этической точки зрения. Помимо проведения долгосрочной и трудоемкой работы по улучшению социальной ситуации на Северном Кавказе, российское руководство может рассчитывать только на собственные органы безопасности, чтобы предотвратить подобные теракты.

Коррупция, небрежность, некомпетентность

Однако, как это ни печально, россияне не могут положиться на государство в деле обеспечения своей безопасности. После предыдущих терактов появилась информация, что террористы готовили преступления, используя коррупционные властные структуры. Кроме того, в вину властям ставилась некомпетентность правоохранительных органов и халатная небрежность, выразившаяся в несоблюдении предписаний по обеспечению безопасности.

Вызывает большую озабоченность тот факт, что в качестве цели для совершения теракта выбран аэропорт Домодедово. Как раз этот аэропорт, вероятно один из лучших в России, обладает самой современной системой безопасности. Также не способствуют спокойствию и сообщения о том, что ФСБ была информирована о готовящемся теракте, однако вела поиски террористов не в Домодедово, юго-восточнее от Москвы, а в Зеленограде, северо-западнее от российской столицы. Российскому президенту Медведеву следовало бы поручить провести масштабное и исчерпывающее расследование промахов органов безопасности. Только хочет ли он этого? И обладает ли он для этого достаточной политической властью?


Инго Маннтойфель - руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции Deutsche Welle

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!