Автор просит считать любые совпадения с ситуацией вокруг Рижской средней школой номер 44 чистой случайностью и непреднамеренным совпадением.
Предположим, вам приглянулось удобное здание школы на берегу Даугавы, в идеальном тихом месте. Зеленая зона, идеальная инфраструктура, ну просто рай для офиса. Как выгнать детей и наложить лапу на недвижимость? Очень просто. Следуйте нижеизложенным инструкциям:
  1. Откройте в школе несколько классов коррекции, предназначенных для очень сложных детей.
  2. Когда очень скоро, обеспокоенные родители начнут забирать своих чад в другие школы, запретите директору набирать первые и десятые классы. Этим вы решите массу проблем. Школу покинут неплохие учителя, упадут формальные показатели. Можно будет начинать компанию черного пиара.
  3. Отдельный вопрос. Назначьте "правильного" директора. Заинтересованного. Желательно без педагогического образования и опыта административной работы.
  4. Когда почувствуете, что "можно" громко кричите: "В интересах детей, для экономии средств и с целью оптимизации…"
  5. Одна существенная деталь. Каждое утро надо начинать с подхода к зеркалу и глядя себе в глаза повторять: "Я подонок и мерзавец!" Если этого не делать, у вас не хватит внутренних резервов цинизма для осуществления плана.
Дети, попавшие в беду

Кто учится в классах коррекции? Естественно те, кто по разным причинам не может обучаться в обычной школе. Кто несколько раз оставался на второй год, кто вернулся из тюрьмы, кого извлекли с социального дна… В общем, это дети, попавшие в беду. Чувство юмора судьбы безгранично. Мальчишка рос в глуши, на хуторе. Мягко говоря, не в идеальных условиях. День за днем шли годы нелегкого хуторского быта, пока судьба не забросила парня в Ригу, где ему впервые понадобился паспорт. Ему никто не сказал, что паспорт надо получать. Да и в школу отправить оказалось некому. В паспортном столе обнаружилось, что клиент не способен расписаться. В 21 год. Так попадают в первый класс коррекции. Самое удивительное, что парень очень хороший, несмотря ни на что! Если сравнить его с некоторыми чиновниками от образования, просто образец добродетели.

То, что отличает классы коррекции от обычных, это изломанные и покореженные детские судьбы. Фраза "забыли отдать в школу" стереотип в биографиях. Бесчисленные контакты с полицией и социальным дном. Не каждый опер устоит перед соблазном списать на попавшегося на мелкой краже беззащитного полуграмотного пацана все "висяки" района. Беда заглянула здесь в гости к каждому ребенку. Основательно. Системно.

Шанс у последней черты

Казалось бы, путь один, и описание его не в светлых тонах. Класс коррекции — шанс вопреки судьбе зацепиться и вылезти в нормальную жизнь. Что же собой представляет школа коррекции? Это целая система индивидуальной работы с учеником и работы в маленьких группах. Ангелы с твердым, но очень добрым характером и железной педагогической хваткой подбирают ключики к каждой душе. Каким-то одним им подвластным чудом добиваются прихода в школу своих подопечных. Сеют разумное, доброе, вечное там, где казалось бы не может расти уже ничего. И чудо свершается. Там, где была не судьба появиться ничему, проявляется личность. Я не верил, но факт: централизованный экзамен (в чужой школе, чужим учителям, по стандартной программе) ребята сдают на шестерки. Это фантастический результат! Один из тех, кого "забыли отдать" получил результат на районной олимпиаде. Ребята приводят в школу своих товарищей по несчастью с улицы и из притонов. Мало, кто может представить, каких нервов и трудов стоило это тем Ангелам — железным леди из учительской.

Что в награду?

Материально — практически ничего. Надбавка 10%. Но каждая из Ангелов может сказать — я спасла Колю, Петю, Машу и Яниса (часть учеников латыши) от неминуемого дна. Их судьба была предрешена, а теперь они строители, продавцы, столяры…. Не каждый сможет понять, что чувствует Учитель, когда выпускник класса коррекции с гордостью показывает свою семью. Еще несколько лет назад у парня не было шансов, а теперь жена, ребенок, нормальная работа. В общем, награда за все — гордость от побед и ежедневная битва со Злом в обожженных и искалеченных душах.

Битва со Злом или момент истины для депутата

Это единственный раздел статьи, где мы отступим от теоретических и абстрактных рассуждений и обратимся к событиям на нашей грешной Земле. Около месяца назад тучи над школой коррекции сгустились и события переместились в одно из самых очаровательных мест Старой Риги — Ратушную площадь. Президиум формирует повестку дня заседания думы. Один из вопросов — ликвидация школы коррекции. У правых большинство в один голос. Но этот голос опаздывает. Оппозиция снимает вопрос.

Через неделю никто уже не опоздал. Вопрос включен в повестку дня, но после бурных протестов оппозиции объявляют перерыв и отмечают наступление Лиго. После перерыва в зале не все. Оппозиция в меньшинстве, но без ее голосов нет кворума. Оппозиция отказывается голосовать и срывает принятие решения о ликвидации.

Проходит неделя и собирается внеочередное, специальное заседание Рижской думы. Первый вопрос — ликвидация школы. Минимум для кворума 31 человек. Один из правых депутатов находится в Канаде. Правых в зале 30. Оппозиция срывает голосование. У входа в Думу стоит пикет с плакатом: "Нет — ликвидаторам школы коррекции, да — депутатских мозгов дезинфекции!" и "Оставьте Школу в покое".

В пятницу появляется информация, что лично Мэр Риги господин товарищ Аксенокс с упорством, производящим болезненное впечатление, что вовсе не удивительно, если знать, какую партию он представляет, ставит вопрос в повестку дня очередного заседания Думы даже не консультируясь с президиумом, который собственно и создан для того, чтобы формировать повестку. Заседание — сегодня (вторник, 14:00). Интересно, найдется ли хоть одна среди тридцати одной заблудших душ и хватит ли у кого-то из них совести хотя бы воздержаться при голосовании? Хочется верить, что да. Кстати, как будут голосовать те, кто перед выборами называл себя "партией священников"?

Как следовало бы реорганизовать и развивать школу

Разумеется, вмешательство Думы в дела школы необходимо. Необходимо на базе школы коррекции выстраивать центр социальной адаптации. Детей необходимо вырывать из криминальной и асоциальной среды. Помимо образования им надо давать в этих же стенах профессию, трудоустраивать. Для города будет дешевле даже платить тем фирмам, которые будут брать этих ребят на работу, чем бросать их на произвол судьбы. Это обойдется значительно дороже. Нужны в Alma Mater и вечерние классы средней школы. Надо давать шанс не только научиться писать, но и получить более-менее нормальное по современным меркам образование. Сегодня не выписать полноценного рецепта. Сегодня надо отложить вопрос на год, выделить деньги и разработать концепцию центра социальной адаптации. С привлечением науки. И голосовать по сути вопроса уже тогда, когда свое слово скажут настоящие эксперты. Когда будут и сметы и проекты проработаны по всем правилам.

Раздел не для всех

А теперь, мой дорогой Ликвидатор школы, я расскажу лично тебе, как проще всего добить Школу коррекции. Самое слабое место, самое трудно выстраиваемое, то, чего не купишь ни за какие деньги и то, что делает школу Школой почти не осязаемо. Это педагогическая среда. Неуловимая и нематериальная, она — душа школы. Без нее школа коррекции превратится в место торговли наркотой. Разрушить ее очень легко. Уволить трех-четырех талантливых учителей, перетасовать коллектив или даже просто публично обидеть и в школе умрет то, без чего она долго уже не протянет. К чему это приведет? Да к сущим пустякам:

  1. 1. Уличная преступность и наркодилеры получат пополнение в несколько десятков молодых и энергичных бойцов.
  2. В криминал будут вовлечены не только ученики ликвидируемой школы, но и те, кто попадет под их влияние.
  3. Появится социальный слой молодых людей у которых шанс на нормальную жизнь отобрала власть. А это социальная база экстремизма и терроризма.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!