Говорят, для посещения Китая самое лучшее время — апрель. Нежарко, все цветет, редиска молодая.
Наши государственные мужи и жены это знают хорошо. В прошлом апреле туда съездила наша президентша. Она там, помнится, растолковала историю. Вот так (цитата):
"Жители Латвии были сосланы в Сибирь, в том числе женщины и маленькие дети. Одновременно в Латвию завезли русских, украинцев и представителей других народов, говоривших по-русски".
А еще там был наш мэр (который сейчас уже не мэр) Гундар Боярс. Он тогда поэтически сказал:
"Рига может стать конечной точкой древнего "шелкового пути"
. И предложил везти китайские товары в Латвию. Мне тогда еще понравилась эта
"конечная точка"
. Очень емкий образ, вполне подошел бы в качестве образа Латвии.

На прошлой же неделе в Китай съездил наш министр сообщения Айнар Шлесерс. Ну и, чтобы народ его не спросил, почему он, министр сообщения, околачивается на другом конце света, когда дороги собственной страны в сплошных колдобинах, министр Шлесерс высказал свежую идею. Вот она: "Латвия заинтересована в создании автотранспортного коридора из Китая через территорию Казахстана и России, чтобы ускорить доставку грузов, в том числе скоропортящихся товаров". Что подумал министр сообщения Китая, которому наш министр сообщения это сообщил, — загадка. Но вслух сказал, что "этот вопрос будет рассмотрен в процессе консультаций на уровне отраслевых специалистов, которые могли бы проходить, по крайней мере, раз в год".

Чтобы оценить юмор китайского министра, надо представить, что китайцы, скажем, завод по сборке телевизоров строят в среднем за 5 месяцев. А сталелитейный — за 9 месяцев. Наш Шлесерс юмора на понял.

Однако я учился в русской школе. И для меня является большой загадкой, чему их там учили на уроках? Глобусу Латвии? Один министр едет в Турцию и предлагает проект перевалки турецкой нефти через латвийские порты. Другой министр едет в Грузию и заявляет там, что она (Грузия) граничит с Евросоюзом. Что у них там с географией? Дабы оценить эпохальный проект китайского автомобильного транзита в Латвию, я полез в Атлас автомобильных дорог мира. Итак: из Латвии в Китай существуют, в принципе, два пути. Первый, южный — действительно через Казахстан. От Риги до Алма-Аты всего каких-нибудь 5,5 тысячи километров, ну и еще 4,5 тысячи до восточного побережья Китая (промышленно развитых районов). Итого около 10 тысяч. Правда, там есть небольшая неувязка: примерно три тысячи этих километров пролегают через горы Тянь-Шань и Алтай, а также через пустыни Такла-Макан и Гоби. На верблюде запросто, а вот на фуре… Где-то тысяча километров на карте обозначена в виде тоненькой желтой линии — читай караванной тропы.

Есть еще один путь — северный. Это по России через Москву, Куйбышев, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск до Улан-Уде — где-то 7,5 тысячи. А оттуда до Китая уже рукой подать — всего 3,5 тысячи. Через Монголию и опять же пустыню Гоби. Получается на тысячу километров длиннее, но горы объедем. И в Казахстан заезжать не надо. Помнится, по этому маршруту два года назад шла международная раллийная экспедиция. И некоторые, говорят, даже доехали.

Короче, вывод: всего удобнее по этим маршрутам возить наркотики. Во-первых — безлюдно, особенно в пустынях. Во-вторых, наркотики — груз нетяжелый и небьющийся. Кроме того, реализация наркотиков окупит все затраты на столь экстремальную перевозку. Другие товары — вряд ли.

И, наконец, без хорошего косяка в такое предприятие вряд ли кто пустится.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!